Продолжаем наше исследование 10-й главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Итак, 17-й стих 10-й главы.
«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».
Евхаристический хлеб соединяет нас со Христом, каждого. Это знают все, кто хоть раз внимательно прочитал молитвы ко Святому Причащению. Хотя, может быть, до конца не понимают всей значимости и глубины этого соединения со Христом, но на то мы и странствуем по пустыне нашей жизни, чтобы в конце концов осознать, что же значит Причащение Богу и жизнь в Нем и с Ним.
Важно не только это. Мало кто задумывается о том, что не только каждый из нас причащается Христу, но и каждый из нас во Христе причащается друг друга, становится единым с тем, кто причащается с ним из одной Чаши Кровью Христа и Телом Христовым. То есть для нас это некое личное действование. Мы пошли, мы захотели, у нас есть мотивы, у нас есть потребность соединиться с Богом, мы идем и соединяемся, не очень даже обращая внимание на тех, кто причащается вместе с нами из этой же Чаши.
У них свои потребности, кто-то заболел, у кого-то духовные искушения… Нам не очень это интересно. Но, причастившись из одной Чаши, мы призваны быть одним. Нас Христос собрал здесь, на Евхаристии, на Литургии Божественной, чтобы мы не только соединились с Ним, но стали едиными друг с другом, чтобы мы стали целым существом, ощутили, что он это есть я, что он есть продолжение меня. Любой, кто причащается из этой же Чаши Телом и Кровью Христовыми, есть мое тело, я есть часть этого единого существа, и все и во всем Христос.
Этому мы практически не уделяем никакого внимания, поэтому и не можем ощутить себя Церковью, и другие в нас не видят Церкви Христовой, мы же не можем явить любви. Нет, мы, конечно, в крайнем случае (сейчас об этом много говорят) способны разными психологическими усилиями являть эту любовь так, как это делают протестанты, а порой и сектанты, – улыбаться всем, но не потому, что действительно ощутили, что тот, другой, есть со мною одно целое, а «потому что так надо». И часто это выдается за ту любовь, о которой говорил Христос. Но ведь в любой хорошей, особенно западной компании, все делают точно так же без всякой веры во Христа, без Причащения, без молитвы, без благодати Святого Духа. Это просто некий корпоративный долг, они должны быть некоторой общностью, должны радоваться, улыбаться, поздравлять. Никто не имеет право ни на кого накричать, никого оскорбить, все радостно улыбаются, что и поражает русских людей, когда они попадают на Западе в какую-нибудь компанию, на вечеринку, в магазинчик, где все им рады, и думают, что это и есть та самая любовь, о которой говорит Христос. Нет, это просто некоторая договоренность людей о том, как им лучше делать совместное дело и как им лучше себя вести, если они уж тут вместе собрались. К той любви, о которой говорит Христос, это не имеет никакого отношения, хотя, конечно, по отношению к общине, к приходу, к Церкви лучше, когда есть хотя бы такая любовь, чем когда люди не способны вообще ни к какому доброму расположению друг к другу.
Но все-таки Христос призывает к иному. И оно определяется именно тем, что я должен научиться отдавать себя другому (об этом говорит апостол Павел), истощать себя в любви к нему, жить для него, поскольку он теперь мое продолжение, часть меня, и я должен жить так, чтобы постоянно свои теплоту, любовь, время, бытие, жизнь отдавать другому.
Обычно мы говорим только об имуществе, о том, сколько мы должны отдать тому, кто нуждается. Это перемещает отношения между людьми, так, как их задумал Бог, в сферу социального служения. Конечно, имущественный вопрос важен, и, как свидетельствует Христос, без кардинального решения этой проблемы совершенства человек не достигнет. Он действительно должен отдать другому все, только тогда он сможет приблизиться к совершенству.
Но все-таки речь не только об имуществе.
Вернуться к списку