Критерий церковности
Мы не знаем замысла Божия о человеке, а Бог постепенно, очень чутко и трепетно ведет каждого к тому, чтобы постепенно человек смог познать своего Бога, Творца, Создателя. Если каждый из нас оглянется на прожитые годы, если он уже обрел веру, то увидит, что еще с детства Промысел Божий был с ним и вел к тому, что в определенный момент он смог расслышать призыв своего Господа и откликнуться на него. Все у каждого свое. Это один из важнейших принципов христианского воспитания, когда наставник, насколько позволяет ему человеческая, христианская чуткость, всматривается в каждого человека: а что он может, что должен, к чему призван? На самом деле, в мире живут совершенно разные люди.
И апостол Павел об этом говорит в Послании не единожды – у одного есть дар учительствовать, у другого – раздавать милостыню, у третьего – молиться, у четвертого – управлять народом, быть епископом. Дарования разные, и каждый человек, осознав свое призвание, свое место перед лицом Бога, должен служить, именно осознав, к чему призван. За это дело с него и спросится. Вот это важно.
Например, не все могут быть священниками, как некоторые думают. Священником может быть только тот, кто призван Богом к этому служению; не все должны миссионерствовать, у каждого свой промысел, своя судьба. Надо понять, где твое призвание. Само слово «призвание» означает, что я к какому-то делу призван, – Бог дал мне возможность и силы для осуществления этого дела в жизни. Если я возьмусь не за свое дело, ничего хорошего не выйдет. Если, например, человек, не будучи призван Богом к священству, станет священником, он разрушит свою собственную жизнь, как минимум, а очень часто и жизнь доверившихся ему людей.
Потому так важно знать именно волю Божию. Как свидетельствует апостол Павел: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума».
Подобным образом свидетельствует и апостол Иоанн Богослов в 3-й главе Первого Послания: «Если сердце наше не осуждает нас, то тем более не осуждает нас и Бог, Который больше нашего сердца».
Таким образом, апостолы – и Павел, и Иоанн Богослов – показывают, что из собственного сердца мы должны черпать вдохновение к совершению того или иного дела. Эта мысль вносит смущение в христианские сердца. Получается, каждый делай то, что считаешь нужным, никакого критерия нет? Но в том-то и дело, что нельзя ни одно свидетельство Священного Писания брать вне контекста – все оно есть свидетельство о Боге, в котором необходимо укореняться человеку. Тот же апостол Павел, который говорит, что каждый поступает по удостоверению своего ума, говорит и о других вещах.
О каких?
Церковь есть столп и утверждение истины. Церковь, в конце концов, решает, что правильно, а что неправильно, она свидетельствует, что избранный человеком путь действительно в Боге – или нет. Так и поступали всегда древние отцы, если они видели человека, поступающего по своему разумению и нестандартно, – они не торопились его осудить, а говорили: помолимся, посмотрим, что будет дальше…
Нестандартно вела себя Ксения Петербургская – не все женщины, потерявшие мужей, должны становиться юродивыми. Мы очень, очень мало подобных случаев знаем. Герман Аляскинский: не все валаамские монахи рвались проповедовать каким-нибудь северным народам, никто не поддержал его начинание, – смотрели, что будет дальше. Но потом, видя его жизнь, его кончину, никто не сомневался, что его служение была равноапостольным. Такой же «белой вороной» виделся будущий святитель Николай Японский, за которым никто не пошел. Все, что он делал в Японии, было необычно и нестандартно, но никто не торопился выносить о нем суждение, ожидая, чем все это закончится. И если Церковь видит что путь выбран необычно и нестандартно, но он приносит плоды Святого Духа, – пусть человек служит. Если же она видит, что это разрушает и его собственную жизнь, и жизнь поверивших людей, то говорит: «Это не тот путь, это соблазн, это искушение». Церковность – это первый важный критерий, который дополняет и уравновешивает свидетельство о том, что каждый поступает по удостоверению своего ума.
Второе, что свидетельствует апостол Павел (в Послании к Галатам), – главный критерий истинности всякого человеческого поступка – причастие Святому Духу. Если есть в человеке Святой Дух, а, стало быть, и его плоды, то человек действительно в Боге укоренил свою жизнь: невозможны плоды Святого Духа, когда жизнь основана на лжи.
И третье общее свидетельство апостольское – о любви. Если церковность человека сохраняется, человек не порывает с Церковью, приводит людей к Богу и в Церковь, дышит плодами Святого Духа (и свидетельствуется, что в нем они есть), если человек имеет любовь, то, стало быть, те удостоверения его ума и сердца, на которых он созидает свою жизнь, правильны, – он точно определил то место и служение Богу, к которому призван.
И не должны мы смущаться подобными вещами, ведь мы не знаем тайны глубин человека. Мы можем осудить праведника, можем возненавидеть Христа ради юродивого, как смеялись над преподобным Виталием Александрийским. Да мало ли таких случаев! Чтобы не впасть в искушения, разумеется, нельзя никого осуждать – это просто неразумно, или, говоря языком современным, это вне нашей компетенции. Мы не способны правильно судить о другом человеке, ведь жизнь его и попечение о нем не вверены нам Богом.
Вернуться к списку