Чего же еще искать, говорит апостол Павел. И всякое иное существо, кем бы оно ни было, каким бы образом ни являлось человеку, если это не Христос, если оно не открывает и не свидетельствует о Христе, если не соединяеет во Христе с Богом, – как говорит апостол Павел, «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, чтó мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, чтó вы приняли, да будет анафема», – откровение, им возвещенное, – ненадежная опора. А ведь именно на откровениях этих всевозможных существ, кем бы они ни были, и строит человек свое представление и о себе самом, и обо всем существующем.
Апостол Павел пишет: «Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».
Каждый по опыту знает, насколько сильно суеверие, насколько вещи таинственные нас смущают и волнуют, насколько христианское сознание, не очень глубоко воцерковленное, не очень полно укорененное во Христе, смущается разными не то что даже идолами, а вещами ничтожными, незначащими – разными амулетиками и приметами. Насколько порой пугается душа и так норовит исполнить некие суеверные действия. Вот мы, христиане (я не говорю о тех, кто не верит), забыли что-то дома. Но нельзя же возвращаться – плохая примета! И многие христиане не возвращаются, хотя понимают, что это ничего не значит. «Да ну,– говорят они. – От греха подальше». И думают, что этим оправдались.
Почему так говорит христианин? «А как бы чего не вышло! Мы же не все знаем в этом мире. А вдруг есть некие силы, которые могут действовать? Не случайно же народ так решил, не случайно же повелел исполнять те или иные ритуальные действия и сохраняет это в народной памяти. Значит, есть в этом какой-то смысл!».
И, чтобы с этим не соприкасаться, человек плывет по воле волн, а не идет наперекор сложившимся суевериям. «Как бы чего не вышло!» Вот этот трепет, страх перед неведомым миром знает каждый человек, и верующий, и неверующий.
Но чего же на самом деле он боится? Примет и суеверий, фетишей, амулетиков или Бога? Каждый, чтобы действительно начать жить в Боге, должен ответить на этот вопрос.
И когда он сделает выбор, то опытом своей жизни переживет, что все суеверия – ничто. Статуэтки фэншуевские, амулетики, надписи на разных языках, разные приправы, снадобья и прочее, что предполагает некую тайную защиту, – ничто. Это не значит, что в мире нет, как мы говорили, неких существ. Из опыта святых отцов мы знаем, что существа эти не просто злые, – они имеют желание уничтожить человека. Это те, кого мы в церковной традиции называем «бесы». Так вот, существа эти есть. Возможно, есть и какие-то другие существа. Вопрос не в этом. Сколько бы их ни было и как бы ни были злобны их намерения, – тем не менее, предмет, сделанный человеком, ничего не значит.
И если мы не верим в него, если сами не отказываемся от собственной свободы, если не нагружаем собственным маловерием, некой силой этот предмет, то в нем самом ничего нет. Вот что важно всегда помнить. Так что и идол, и любой символ, и любое изображение – ничто, они есть ложь, сделанная человеческими руками. А наш страх перед ними лишает нас собственной свободы, лишает упования на Бога, лишает веры во всесилие Божие.
Вернуться к списку