Как сказала одна замечательная матушка в своей книге, «в нормальной христианской семье должен быть культ мужа».
Разберемся, о чем здесь идет речь. Чтобы понимать, почему семья должна иметь иерархическое устроение, важно иметь представление о том, что мир, как таковой иерархичен. Нравится это кому-то или нет, но мир иерархичен. И не только потому, что Царем всего мира, Главой этой бытийной иерархии является Бог.
Есть и книга, по крайней мере, по названию достаточно хорошо известная, о Небесной иерархии. И мы знаем, что есть не просто ангелы, туда-сюда бегающие по разным Божественным, своим или нашим нуждам, а есть определенная ангельская иерархия, определенная структура ангельского бытия, и эту структуру не автор, скрывающийся под именем Дионисия Ареопагита, придумал.
В Священном Писании, как мы увидим, читая дальше апостола Павла, указаны основные иерархические ступени ангельского бытия: начала, силы, власти, господства, архангелы, серафимы, херувимы. Мы знаем, что они есть. Мы не знаем, как эта структура функционирует, это не нашего ума дело, и апостол Павел запретил нам пускаться в исследования ангельских сил.
Мы призваны к Богообщению, а не к наблюдению за тем, как существуют ангельские силы. Дело не в этом, важно, что Священное Писание даже в таком темном деле, как существование Небесных духов, указывает, что есть определенная иерархия: одни подчиняются другим, все связаны взаимной любовью, ответственностью и послушанием. И Центр этого бытия, верхушка иерархической пирамиды – Сам Бог, Который не случайно называется Вседержителем, все вмещая в персти Свои.
Иерархичность бытия очевидна не только потому, что есть Бог и все в Нем укоренено, и все живет по Его воле и по Его власти. Если мы научным взглядом попытаемся проникнуть в мироздание, то увидим, что и мироздание иерархично, хотя бы просто потому, что в нем есть законы, закономерности, и никто не живет в этом мире, как ему заблагорассудится. Есть определенный порядок, соподчиненность одного элемента мира другому элементу, и ничего нельзя сделать безнаказанно в этом мире. Не в смысле кармическом, а в том смысле, что, если мы срубили дерево, то значит, мы изменили этот мир, и очевидно, что этот пень так и останется пнем, и мир вокруг этого пня начнет меняться, мир не будет жить так, как будто на этом месте растет береза. Изменится почва вокруг этого пня, изменится трава вокруг этого пня, изменятся насекомые, воздух, атмосфера вокруг этого пня. Все меняется, потому что кто-то внес изменения вокруг этого здания. Все закономерно, все имеет свои причины и следствия.
Не случайно древние назвали существующий мир космосом – это то, что живет по порядку. И противопоставили этому миру хаос – там нет порядка. Напомню, что космос – это не только порядок, «космос» – это и «красота». Отсюда слово «косметика». Когда древний говорил о космосе, он, в первую очередь, имел в виду и гармонию, и красоту, а уж вдогонку к этому нагружал космос упорядоченностью и закономерностью. Красота для древних была символом порядка, красота была важнее даже, чем порядок. Очевидно каждому, что все наше мироздание имеет определенную соподчиненность, определенную иерархию. То же самое мы, и апостол, в первую очередь, говорим о семье.
Напомню, что, исследуя Послание апостола Иуды, мы видели, что и тогда, и задолго до апостольского века, и во времена апостольские были люди, которые мыслили иначе, которые хотели ниспровергнуть порядок, существующие закономерности мира. Если бы им дали возможность, они изменили бы не только природу вокруг себя, структуру государства или общества, – они бы изменили и все бытие.
В конце концов, пафос сатаны в том, чтобы произвести революцию в бытии, чтобы действительно не было Бога, всеми управляющего, чтобы выше всего поставить престол свой и изменить все, что задумано Богом, так, чтоб не было красоты и порядка. Вот замысел сатаны, как он передан в образных символах в книгах пророческих. И этим пафосом были одержимы не только падшие духи, но и очень многие люди, о которых апостол Иуда, напомню, говорил так: «Как Содом и Гоморра, так будет и с этими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальство и злословят высокие власти». Поэтому смирение и послушание – это важнейшие качества спасаемых, поэтому, как скажет потом апостол, все у христиан должно быть по чину и по порядку. Бог христианский – это Бог мира и порядка. А шум и беспорядок, хаос и неоформленное, стихийное движение – это не от Бога.
Вернуться к списку