Про справедливость, конечно, у святых отцов написано меньше, потому что те люди, которые оставили после себя Писание, были монахами¸ подвижниками, чаще всего отшельниками. И сама необходимость справедливости для них не была столь очевидно явлена, потому что они жили не в миру. А люди, живущие обычной человеческой жизнью, понимают, насколько важна справедливость. Потому что царь, вождь, начальник, судья, любой человек, облеченный властью, любой, у кого в подчинении или в его окормлении находятся люди, он всегда ставится в такую ситуацию, что он должен поступать по справедливости, с него требуется поступать по справедливости. Если он будет говорить, что важно всех прощать и всех любить, из этого ничего не получится. Он должен поступать, как Соломон, то есть не ко всем ровно относиться и принимать справедливые решения. Потому что этот мир невозможно превратить в Царство Небесное, да и грешно. Этот мир должен жить по законам до Пришествия Иисуса Христа.
Вот что ждет Бог от человека. Вот что Иисус Христос и говорит: «Люби Бога своего всем сердцем твоим, а ближнего своего как самого себя, ибо в этом закон и пророки».
И действительно, рассматривая свидетельство пророка Михея, мы как раз к этому же самому и пришли: забота и жертвенное служение ближнему, понимание того дара, который дает всем Бог, вера в посланного им Мессию, принятие плодов, которые принес сюда Мессия, восприятие Его жертвенной Крови и того дела, которое сделал Христос для людей, и при этом милосердное по заповеди Господней отношение к ближнему – вот те два фундаментальных принципа, на которых основана духовная жизнь. Если хоть один из этих принципов умаляется, жизнь искажается. Сколь угодно известно людей, которые и верят во Христа, и богословствуют, и даже молятся и причащаются, но при этом не любовны, не милосердны, жестоки по отношению к ближним, и они ничего не успевают. Это не Христово учение.
Известно и обратное: есть люди, готовые заботиться, помогать, жалеть других, милосердствовать, прощать, быть альтруистами, совершенно забывая о себе, при этом они совершенно равнодушны к Богу, ни во что вменяют жертву Христову. Такие люди считают, что их дел достаточно, чтобы мир был достойным, справедливым, замечательным. Это невозможно. Мир на земле, мир в сердце, чистота сердца, очищение от грехов, наших и других людей, возможно только тогда, когда они восприимут Жертву Христову, когда они уверуют в Мессию, во Христа, когда станут причащаться Тела Христова, когда начнут жить Христом.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться. Это свидетельство из 7-й главы, где пророк Михей говорит, что состояние народа отвратительно, все стали совершенно никуда не годны, как сказано о том в 13-м псалме, «все развратились, все испортились». Подробно описывая окружающую его действительность, пророк Михей говорит, что на самом деле внешний и внутренний нравственный развал человека имеет причину не в каких-то случайных или внешних обстоятельствах, – он ясно свидетельствует, что причина внутренней и внешней дисгармонии, того, что называется русским словом «разврат», во всех его смыслах, происходит только по одной причине – люди теряют веру в Бога, перестают надеяться на Бога.
То, что приходит вместо этого упования на Бога, многоразлично: люди могут надеяться на идолов, могут надеяться на себя, могут вообще ни на что не наде-яться, жить сегодняшним днем, могут презирать друг друга, ненавидеть, могут любить друг друга. Это не важно. Важно, что, когда они перестают прибегать к Богу как к Источнику своей жизни, к Тому единственному, Кто может оживотворить и спасти, тогда и наступает всеобщий разврат. Государство разрушается, цари не могут управлять, чиновники берут взятки, вельможи начинают преследовать тех, кто слабее, крестьяне ленятся работать, солдаты не хотят защищать свою землю. Все приходит в разрушение, все превращается в тлен, прах, сыпется, как карточный домик. Люди укрепляют свою государственность, общественные связи, свою нравственность, свой быт, семью и все другие важнейшие институты, обеспечивающие жизнь общества, только тогда, когда их сердца, их души открыты Небу, открыты Богу. Или, как говорят некоторые современные богословы, когда у человека есть устремленность в Небеса.
И пророк Михей, завершая эти размышления, свидетельствует со всей очевидностью, что только верой можно вернуть Израиль в лоно нормального развития, бытия с Богом. А дальше, как бы понимая, что это почти невозможно так развернуть, он говорит: как хотите, а я буду, несмотря ни на что, уповать на Бога. Действительно, мы знаем, что после пророка Михея начались смутные времена. Тем не менее, он свидетельствует, что человеку, может быть, кажется, что повернуть мир вспять невозможно, но если каждый решит на своем месте, независимо ни от чего, верить и уповать на Бога, – вполне возможно, что эта вера кого-то зажжет, и мир хоть чуть-чуть, но станет лучше, и распад прекратится или замедлится хоть на какое-то время.
Вернуться к списку