Отныне люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха.
Конечно, в той церковной реальности, которую мы все вокруг себя видим, говорить об этом крайне сложно. Но для того нам и нужно знать жития святых, для того нам нужно знать историю Церкви (хотя бы в самых общих формах), чтобы понять, что на самом деле во все времена проблемы у Церкви были примерно одинаковые, и люди, входящие в Церковь, были примерно одинаковые. Но как тогда, так надо верить и сейчас. Есть люди, Церковь называет их святыми, которые смогли в опыте своей жизни, в опыте своих отношений с Богом прожить сокрушение жала смерти, когда ни грех, ни смерть были для них совершенно не страшны.
В первую очередь, это мученики. То самое первое плодоношение, которое принесла Церковь: на крови мучеников она воссоздалась в первые периоды своего существования. Мученики, когда мы читаем их жития, поражают. Поражает не только отсутствие страха смерти, но их удивительная чистота, кажущаяся нам неестественной неспособность совершить грех. Они будто бы не подвергались никаким соблазнам, будто бы вообще не боялись никакого искушения от плоти или мира. Несомненно, они были такие же люди, как мы, из тела и крови, жившие в мире, иногда имевшие семьи, воины, девы, женщины, старицы, старцы. И, тем не менее, они как будто совершенно не волновались теми проблемами, искушениями, соблазнами, которым так подвержены мы.
На это есть и объективные, и субъективные причины, кое-что зависит и от обстоятельств исторических, тех обстоятельств, в которых мы сейчас живем. Но очень много зависит от того, что, воспринимая веру, мы мало отдаем себе отчет, что это за вера, что это за Крещение, которое мы принимаем? Как это Крещение должно на нас воздействовать? Что от него надо ждать? О чем просить Бога? Чего желать и искать от Христа, приходя к Нему с приношениями нашими сердечными, с воздыханиями? Чего ждать от Причащения Тела и Крови Христовых? И поскольку мы не знаем и не отдаем себе отчет, а сердце наше и ум не всматриваются напряженно в Бога, мы и остаемся во многой части своих мыслей бесплодными. Не можем принести такого плода и становимся слабыми перед искушениями мира, плоти, дьявола: ум наш не тверд, а ум наш не тверд, потому что погружен в суету, в дела мира сего, он не устремлен, не «вперен», как это говорится на церковно-славянском языке, не укоренен в Боге. Ведь только тот, кто зиждет дом свой на камне, только тот устоит во всех бурях. А мы чаще всего созидаем наш дом на песке. Конечно, мы пытаемся творить добрые дела, мы пытаемся делать хоть что-то. Но пока ум наш, и сердце, вся душа наша не укоренены в Боге, пока все мысли не привязаны ко Христу, пока сердце не возлюбило Бога всей своей полнотой, возможностей для искушений остается очень много.
И второе: «Ад! Где твоя победа?». Предсказывается то, что вся сила, та победа, которой кичится ад, сокрушена, вся сила его низвергнута. Об этом особенно много говорят песнопения Великой Субботы, чтения накануне Великой Субботы, Пасхальные чтения и песнопения. Они говорят, что действительно, вся твоя гордыня, ад, вся твоя слава, все твое могущество, все твои льстивые преимущества – ничто, потому что Пришел Христос. И вот именно верой, что Христос действительно попрал ад и всю силу адову, все царство адское, все могущество князя того мира, все могущество дьявола, оно попрано. Он не может нас победить. В этом сила, упование и дерзновенное исповедание всякого христианина. Всякий христианин, насколько он хранит веру в Иисуса Христа, насколько он уповает на Бога, имеет дерзновение сказать любым искушениям сатаны: «Ад! Где твоя победа? Ты бессилен». Мы по немощи своей, по отсутствию дерзновения сказать так не можем, но из житий и древних святых, и святых XX века, знаем, что они имели это дерзновение и так свидетельствовали.
Вернуться к списку