Когда совершается божественная литургия, во время центральной части этой службы, когда хлеб и вино, принесённые на престол, освящаются Святым духом и становятся телом и кровью Христовым, в этот момент священник, вознося эти дары к Богу говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносящий, за всех и за вся», то есть «всё, Господи, что ты нам дал: веру, любовь, молитву, милость стоять здесь в церкви, этот мир и это солнце, и та жизнь – это есть непрестанная забота Бога». В этот момент литургии человек охватывается мыслью, что всё, что во мне, всё то, что я собой представляю — есть дар и этот дар я проношу в дар Богу.
Мы начали рассказ о патриархе Аврааме, являвшем несказанную любовь ко Господу и выполнявшем все его повеления, порой настолько суровые, что Авраам стал для нас символом послушания воле Божией. Что же мы можем отдать Господу вслед за Авраамом?
Когда хлеб и вино, принесенные на престол Божественной литургии, освящаются Богом и становятся Телом и Кровью Христовыми, священник, вознося эти Дары к Богу, говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносящи о всех и за вся» – «Мы принесли Тебе, Господи, не только этот хлеб и это вино – символы нашей жизни, а весь мир, сконцентрированный в этом хлебе и вине, и сердца наши, горящие желанием быть принесенными Тебе в жертву». Сама вера, любовь к Богу, которые пылают в наших сердцах, мир, который сердца одухотворяет, – все это дары Божии. И каждый из нас, склоняя голову, тогда обращается к Богу: «Все, Господи, что Ты мне дал: и веру, и любовь и молитву, и милость стоять в этой церкви, и мир, и солнце, и родителей, которые меня воспитали, и добрых людей на моем пути, и злых, помогающих мне смириться, всю мою жизнь – Твой дар – прими от меня!» В этот момент литургии человек пронзается мыслью, что все, что он собой представляет, есть дар Божий ему, и этот дар он приносит Богу: «Ты мне это, Господи, дал, я это исповедую и Тобой дарованное хочу принести Тебе в жертву. То, что от Тебя получил, Тебе и возвращаю!».
Господь не требует от каждого из нас приносить своих детей в жертву. Но мы должны понимать: всем, что у нас есть, мы обязаны Богу – а значит, должны Ему отдать. Об этом, например, говорит в Своих притчах о злых виноградарях или о талантах Христос.
Хозяин отдал виноградарям виноградник и послал слуг за плодами; виноградари убивают слуг, не желая отдавать плодов… Господин раздал таланты своим слугам, а после потребовал вернуть…
Эти притчи – о том, что человек должен взять предоставленное Богом, использовать его, но потом вернуть. Вот такая очень глубокая и очень точно выражающая отношения Бога и человека мысль. Мы всем ему обязаны, и в определенное время Он вправе потребовать от нас созревший плод.
Поэтому Авраам не смущается, не сомневается и идет навстречу Богу, чтобы отдать Ему то, что он получил от Него. В Библии мы нигде не видим у Авраама внутренней борьбы при выполнении воли Божией. Апостол Павел в своем Послании пишет, что Авраам, пытаясь объяснить себе волю Бога, утвердился в мысли: «Верю, что Бог может и из мертвых воскресить моего сына. Бог обещал, что будет от меня великий народ. Как это Бог сделает, мне не важно. Если Бог сказал, Он сделает. Я лишь должен совершить то, что требуется». И Авраам ведет сына на заклание.
И тут еще неизвестно, чему больше изумляться – как Авраам доверяет Богу или как сын Авраама доверяет своему отцу. Сын уже подросток. Но ни надлома, ни упрямства мы в Исааке не видим. Он задает вопрос: «Куда мы идем?» Отец отвечает: «Принести жертву». Исаак спрашивает: «А кто жертва? Где баран?» Авраам же говорит: «Бог найдет Себе жертву». И больше никаких вопросов. Они восходят на гору, Авраам делает жертвенник, связывает сына, заносит нож. Исаак не сопротивляется, он готов из рук отца принять все, даже смерть. Конечно, он прообраз Христа, но нам важен сейчас человеческий аспект их отношений – насколько сын доверяет отцу. Ни ропота, ни возмущения, ни крика, ни страха. Из рук отца он может принять даже смерть. Видимо, сам Авраам был настолько же послушен Богу, что из рук Его готов был принять даже смерть. Послушание самого Авраама Богу – живое, не наигранное, послушание человека, готового по любому слову Бога сделать все, что Он попросит – вот это послушание, это бытие перед лицом Божиим, оказало такое воздействие на Исаака, что он, зараженный жертвенностью отца, готов был пойти на все ради него. Если бы мы так жили перед Богом, готовыми на все ради Него, пребывали в послушании, в смирении перед Лицом Его, то, возможно, и не было бы у наших детей ни дерзости по отношению к нам, ни поступков, совершенных вопреки нам. Это наша закрытость перед Богом, нежелание идти по Его воле не дают потоку Его благодати излиться на наших детей. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Мы должны быть как стекло: солнце светит, а нас не видно». Мы же чаще всего заслоняем свет солнца собой – своей волей, своими желаниями, нашими амбициями, мешая людям, живущим рядом с нами, увидеть Божий свет.
Авраам сделал то, что от него требовалось Божественным Промыслом, он прошел самое трудное испытание. Он смог отказаться от того, что ему очень дорого, что он любит больше всего на свете. Промысел Божий, любовь Божия проводят его через страдание, через боль, чтобы Авраам прошел через искушение и сам понял, что Бога он любит больше, чем своего сына. Хотя у людей, которые живут Богом, нет выбора, кого они любят больше. Они абсолютно доверяют Богу, потому что знают: Бог никогда не причинит зла. Если происходит что-то страшное, на взгляд человека, – это всегда благо для болящего ли, умирающего ли, еще для кого-либо.
Все, что делает Бог, есть благо. Таково истинное доверие Богу, что при наличии его нет иного выбора. Авраам сделал то, чего не мог сделать Адам, – он действительно настолько любил Бога, что в искушениях, в страхе смертном, находясь в возможности оказаться без наследника, смог сделать то, что должен был сделать, то, чего хотел от него Бог: явил абсолютные доверие, любовь и послушание. Пройдя через это искушение, Авраам всем сердцем утвердился в Боге. Он изгнал, очистил всякую возможность проникновения греха в свое сердце, греху просто не оказалось там места: все его сердце в устремленности к Богу было в Боге утверждено. И такой своей твердостью он засвидетельствовал свою избранность. И когда Авраам занес над Исааком жертвенный нож, явился ангел Господень и сказал: «Не надо убивать сына». Авраам поднял глаза и увидел, что в кустах рогами запутался баран, его и принесли в жертву.
Авраам – избранный Богом. Что значит это избранничество? Оно не от наших качеств – Христос говорит Своим ученикам-апостолам: «Не вы Меня избрали, Я вас избрал» – «вы Меня не знали, вы Меня не видели, вы обо Мне ничего не слышали, и если бы Я вас не избрал, вы бы ко Мне даже не пришли». Так избирает нас Бог – избирает не «почему», а «для чего». Чтобы послать нас что-либо сделать. Избирает, как, к примеру, военачальник из воинов того, кого надо послать в сложной ситуации в опасное место – военачальник выбирает посланца, который сможет справиться с порученным делом. В этот момент он, разумеется, смотрит и определяет: каковы качества этого человека, но на самом деле вопрос не в том, каков человек, а в том, что он должен выполнить.
Если мы ощутили, что мы избраны и ради этого мы приходим в Церковь, это не значит, что Бог открывает нам нашу особенность. Нет. Наш приход в Церковь означает начало новой жизни, и мы, теперь вышедшие из мира, посылаемся Богом на какое-то дело. Христос Спаситель говорит всем христианам: «Вы свет мира», то есть ваше предназначение – светить миру, а не просто жить, спокойно удовлетворяясь своей собственной праведностью.
«Вы – соль земли», то есть должны исполнять то, что делает соль, предохраняя продукты от гниения, тления. Мир, люди портятся, и только христиане, как соединившие свое бытие с Богом, призваны предохранять мир от тления – не законом, не политическими мерами, а фактом своей жизни. Когда неверующий человек соприкасается с христианином, он должен испытывать то, что испытывает мясо, соприкасаясь с солью: он должен перестать портиться, перестать гнить.
Апостол Павел говорит: вы избраны Христом, чтобы возвещать совершенство Бога, Который призвал вас в Церковь. То есть христианин призван возвещать Божественное совершенство, он свидетель, по которому люди неверующие должны судить о Боге, получать представление, Кто такой Бог.
Апостол Павел еще говорит, обращаясь к христианам: вы созданы на добрые дела, которые предназначил вам Бог исполнить. То есть мы, приходя в Церковь, всегда имеем перед собой какую-то задачу, ради которой Бог нас сюда и привел. Вот что значит избранничество: идти и делать то, что велит нам Бог. Это всегда крест и трудности, это всегда страдание. Нас посылают всегда на сложное дело.
Миссия была и у Авраама. Бог решил от этого человека произвести особенный народ. Для чего? Мир погружался в состояние язычества и идолопоклонства, а в замысле Божием существовало намерение явиться людям в образе человеческом, стать Человеком, но прийти к людям не нарушая их свободы самоопределения по отношению к Богу. То есть Бог должен был прийти к людям, они же должны были сами Его узнать и показать на Него другим, рассказать о Нем другим.
Господь должен был прийти, исполнить Свою миссию через крестные страдания и смерть, но успеть людей фактом Своей жизни и Своего Воскресения убедить, что Он и есть Спаситель. То есть Он должен был прийти к людям, которые бы имели представление о Боге, о Спасителе, о духовной жизни и о том, что Собой представляет Мессия.
Если бы к людям, которые погружены в язычество, пришел некто и засвидетельствовал чудеса, они бы не подумали о Боге, сотворившем все. Они бы не знали ни об Адаме, ни о грехопадении. Они бы не услышали Того, Кто говорил бы им о покаянии, как это было, когда апостолы Павел и Варнава пришли в языческий город. На все их чудеса люди среагировали вполне адекватно: провозгласили их богами, увенчали лавровыми венками и стали им поклоняться, – вот и все, чего бы добился Христос, даже намного худшего, если бы Он пришел к язычникам. Они бы не поняли, Кто к ним пришел. И когда бы Он умер позорной смертью на Кресте, они бы просто решили, что «это не Бог», и все. И спасения бы не совершилось. Поэтому Бог делает то, что может: Он приходит и становится Человеком. Но поверить, что это и есть Спаситель, человек должен сам; для этого надо его подготовить.
Задача народа, происходящего от Авраама, ждать Спасителя – Бог благословил именно потомкам Авраама ждать Спасителя, готовиться к Его встрече, а когда Он явится, показать на Него всему человечеству, всем язычникам, всем народам. Задача Богоизбранного израильского народа – принять Христа на свои руки и показать Его миру, показать людям.
А израильтяне поняли все это наоборот: они – избранные люди, у них появится Спаситель, чтобы их провозгласить царями над всей землей. Они не поняли, что ради Бога сами должны стать слугами язычников, которых привыкли ненавидеть, презирать, которыми привыкли гнушаться. Бог так следит за ними во времена Ветхого Завета, чтобы израильтяне не заразились языческими идеями, а не чтобы потом, когда явится Христос, гнушались язычниками. Вот чего не могли понять израильтяне, современники Иисуса Христа. Поняли это апостолы, и была Духом Святым основана Церковь и апостолы понесли по всему миру проповедь о Христе. Язычество исчезло, люди поклонились Богу, Евангелие было проповедано всей твари, и во все концы земли пришла весть о Христе.
Но и сейчас еще остаются люди с атеистическими и языческими убеждениями. Звучит проповедь в Африке, Австралии, Полинезии, в джунглях Индонезии есть проповедники, которые язычников отвращают от идолов и говорят им о Христе. Ради этого служения, ради этой миссии и был создан народ. Исаак, который восходит вместе с отцом на гору и несет на себе вязанку дров, из которой будет сделан жертвенник, прообразует Христа: отец приносит в жертву сына – сын, послушный отцу, приносит в жертву себя сам. Это – прообраз Христа, и этот прообраз библейской истории – во всем: Ной– прообраз Христа, Авраам, другие люди, о которых мы будем говорить позже, Исаак, Иаков и многие другие, тоже прообразуют Христа. Вся Библия свидетельствует о Христе, весь Ветхий Завет. Каждым Своим движением, которым Бог вмешивается в жизнь человека, Он пытается человеку открыть то, чем человек спасется, Христа. Только во Христе спасение, и поэтому вокруг Христа и вся жизнь древнего человека, и наша, нынешняя, вращается. И, естественно, когда Бог вмешивается, Он не говорит о том, что касается нашего материального или временного блага. Все, что говорит Он через пророков, посвящено одной цели: обратить внимание человека на Христа, потому что кроме Него спасения нет. Библия еще (кроме того, что каждым своим образом, каждым своим свидетельством указывает на Христа) обращена к нам, живущим сегодня, как образец строительства отношений человека с Богом.
Как Авраам возносит своего сына в жертву Богу, так каждый из нас должен принести в жертву Богу самое ценное, самое дорогое, что у него есть. Конечно, у нас сразу возникает паника: «Он у нас отнимает самое ценное?», но эта мысль показывает, что сердце наше отгорожено стеной от Бога: Он для нас чужой, отнимающий то, что нам дорого. У Авраама таких мыслей не было. И когда у нас сжимается сердце от того, что Бог у нас может что-то забрать, оно нас обличает – мы по-прежнему как Адам прячемся в кусты от Бога: «а вдруг он заберет что-то у нас?». А нужно понять: все что мы имеем – дар от Него.
И Христос в Евангелии сказал: «Кто не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», и требует отречься от всего – даже от самого дорогого. Только в таком отречении начинается подлинная жизнь, но она невозможна, если мы не понимаем, что все в этой жизни имеем как дар от Бога.
Вернуться к списку