Плач о грешниках
Мы начинаем беседы о Книге пророка Иеремии. Он жил почти на 100 лет позже пророка Исаии, был сыном священника Хелкии. Раз сын священника, – стало быть, тоже священник. Как донесет до нас позднейшее Предание посредством Книг Маккавейских, пророк Иеремия – именно тот человек, который по повелению Бога скрыл в неизвестном месте ковчег Завета – в пещере на горе Нево, перед тем как войсками вавилонского царя Навуходоносора был взят Иерусалим.
Пророку Иеремии выпало жить и нести свою миссию в чрезвычайно трагичное и сложное время. Когда читаешь эту Книгу, невольно проникаешься этой трагичностью. Врагу не пожелаешь быть пророком в такое время и в таком месте – город осажден войсками вавилонского царя: Навуходоносор – великий владыка, войско его неизмеримо больше войска израильского, и очевидно, что город не сможет ему сопротивляться.
И в это самое время, находясь в Иерусалиме, пророк Иеремия от Лица Бога должен свидетельствовать жителям Иерусалима, остаткам израильского народа, что они – грешники, что на самом деле то, что происходит под стенами Иерусалима, – не воля Навуходоносора, а воля Божия, что Навуходоносор – орудие в Его руках, жестокое и карающее; оно пришло сюда только потому, что жители Иерусалима раздражили Бога своим беззаконием, они нарушили все заповеди, которые дал им Бог.
Представляете, ходить по осажденному городу – и не утешать и подбадривать его защитников, а говорить, что их труды бесполезны, ведь они разгневали Бога своим беззаконием… Естественно, что Иеремия своими словами вызывает только ненависть и раздражение, желание убить. Но никто из тех, кто покушался его убить, не смог ничего сделать: Бог спасал его, находились люди, которые ему помогали. И он продолжал свидетельствовать.
Иеремия – очень трагический пророк, ведь обычному человеческому сознанию трудно оценить необыкновенную человеческую и духовную его силу. Пока стоял Иерусалим, Иеремия свидетельствовал, что город будет разрушен за грехи человеческие, ведь ничего святого и хорошего в городе не осталось.
И вот Иерусалим разрушен. В Книге пророка Иеремии говорится об этом, заметьте, одной фразой: «И Иерусалим пал». И все, на этом заканчивается глава. Не расписываются, как это можно было бы предположить, ни крики убитых, ни плач плененных, ни разрушения (город был сожжен), ни падение храма, ни падение стен. Все это остается за скобками. Пророк погружается в молчание – он не в силах говорить: «Иерусалим пал». О чем говорить? Город, святыня Божия, город, на котором наречено было имя Бога, этот город пал. И он погружается в молчанье.
За Книгой пророка Иеремии идет небольшая книга библейская – Плач Иеремии. Необыкновенно трагическая, необыкновенно сильная по тем чувствам, которые вкладывает пророк Иеремия, вдохновляемый Духом Святым, в свой вопль перед Богом. И он плачет об этом городе, плачет об уведенных в плен, о погибших. Свидетельствовать о наказании Божием и одновременно плакать о наказанных может только человек, в котором живет Дух Святой. Вне Святого Духа это невозможно. Он не злорадствует и даже не испытывает удовольствия – он плачет о них так, будто они были праведными, так, будто они достойны этого плача.
Совмещение сознания греха и сокрушение о погибающих людях – показатель духовности высокой, очень, очень высокой. Ведь и Христос, когда входит в Иерусалим, зная, что люди грешны, что Его здесь убьют, плачет об Иерусалиме, о людях, которые совершат величайшее преступление на земле – убьют своего Бога. Он плачет о том, что этот город будет стерт с лица земли и больше никогда в своей величественной славе не восстанет. Он плачет об этом, хотя знает, что этот город недостоин жить, Он же Сам и подписал ему приговор, ведь город поднял руку на своего Владыку, на своего Царя. Понять это мы не можем, только Духом Своим измеривается эта бездна. Как в псалме говорится: «Бездна бездну призывает во гласе хляби своих». То есть действительно бездна правды Божией во Христе Духом Святым соприкасается с бездной любви Божией к тем, кто даже достойно получает наказание. Только в любви Божией могут сочетаться эти в реальной жизни никогда не сопоставимые ценности.
Чтобы выжить в падении, надо покаяться
Книга пророка Иеремии… «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой…» Трагичность ситуации усугубляется тем, что люди, которым он пытается засвидетельствовать правду Божию, остановить, уберечь, не слышат его. Там есть момент, когда люди читают Священное Писание. Он дает им возможность почитать свиток своих пророчеств, а люди, прочитав, что произойдет с Иерусалимом, сжигают его. Читают – и сжигают. Прочитали немножко, отрезали и сожгли, чтобы никто никогда этого не услышал. Царь приходит к Иеремии и говорит: «Я верю тебе. Да, все так и будет. Но я ничего не могу сделать. Если я послушаю тебя и сделаю то, что скажет Бог, народ же против меня восстанет». И ничего не происходит.
Так вот, трагичность свидетельства усугубляется тем, что люди, которым свидетельствует Иеремия пути Господни, одержимы жаждой творить грех и не желают понимать, что этот самый грех и привел сюда Навуходоносора. Единственная причина, по которой стоит царь вавилонский под стенами города, – грехи жителей Иерусалима.
И только покаяние, только возвращение к Богу может что-то изменить в их судьбе. Ни привлечение египетского фараона, ни попытки объединить народ, ни стратегические хитрости не помогут: Бог вывел войско царя вавилонского, чтобы сокрушить гордыню жителей Иерусалима. И пока жители Иерусалима не смирятся, не признают, что Господь есть Бог, ничего не изменится.
Когда после падения Иерусалима оставшиеся в живых спрашивают пророка Иеремию, что им делать, он говорит: «Оставайтесь здесь, царь Навуходоносор не причинит вам зла», они и тогда ему не верят: «Ты лжешь! Мы как делали лепешки богине неба, так и будем делать. Ну, и что ж, что город пал? Он пал из-за тебя, Иеремия! А мы как делали, так и будем делать, и ты нам не указ». То есть на их глазах разрушился великий город, а они упиваются своим грехом, пьют беззаконие как воду.
А он несколько раз молится Богу, но Господь говорит: «Если ты смалодушничаешь перед ними, то Я поражу тебя же в глазах их. Не их поражу – тебя. Я пошлю тебя, и ты будешь говорить». И Иеремия говорил, хотя понимал, что люди просто глумятся от сознания собственной безнаказанности, грешат – и грех не собираются оставлять.
Второй момент, которым одержимы люди перед огромным войском царя вавилонского, который покорил к тому времени чуть ли не всю Азию. Они мечтают, что все будет хорошо – как в американских фильмах, обязательно город спасется и царь Вавилонский убежит. Ну, у них есть на что опираться. Не далее как 100 лет назад ассирийский царь пришел под стены Иерусалима, и в одну ночь 175 тысяч было истреблено ангелом смерти. Они не видели этого, но надеются, что и сейчас что-нибудь такое произойдет и город не падет, ведь это – Иерусалим. Они верят; у них есть лжепророки, которые ходят вместе с Иеремией, возбуждают против него народ, говорят, что он – подосланный шпион, союзник Навуходоносора, а сами обещают народу, что город будет стоять, Израильское царство будет процветать, Вавилонская империя рухнет. И люди верят, что все будет хорошо, никакого наказания не будет: так, временное искушение. Добро бы лжепророки призывали народ к покаянию, в обмен на это обещая спасение и падение Вавилона. Иеремия же призывает к покаянию, но не говорит, что Вавилон тоже уйдет. Он призывает, предупреждая, что Иерусалим падет, и чтобы выжить в падении, Иерусалиму надо покаяться, принять наказывающую руку Бога.
Обещание лжепророческое настолько вдохновляет жителей Иерусалима, что они мечтают и кричат на Иеремию: «Это невозможно, что ж ты богохульствуешь, здесь храм Господень! Никогда ничего Господь не позволит навести на это место, никогда ничего не произойдет злого из того, что ты сказал, с этим местом, Иерусалим будет стоять вечно, об этом пророчествовали пророки».
Человек должен покаяться
Людям, опьяненным мечтой, что Иерусалим никогда не будет взят, что царство Иудейское будет существовать вечно и от царя вавилонского ничего не останется, Иеремии нужно свидетельствовать, что город будет взят.
Только по одной причине – Бог повелел это сделать царю вавилонскому.
Лейтмотив этой Книги – без покаяния, без отторжения греха, без смирения, без послушания переднаказанием Божиим невозможны ни исцеление, ни исправление, ни спасение. Ничего. То есть Книга в этом очень глубоко отражает духовную реальность, о которой в нашей повседневной жизни мы не размышляем, – человек должен покаяться. Мы все говорим, что человек должен смириться, но есть ситуации, и онибывают достаточно часто, когда человек должен покаяться и смириться, но должен в качестве покаяния и смирения принять наказание, которое посылает ему Бог. Есть случаи, когда человек, смиряясь, может умолить Бога, и Бог не пошлет наказание – спасет, избавит, простит, как это произошло с жителями города Ниневии. Бог изрек на них пророчество, что город будет уничтожен, и весь город, как один человек, начал поститься, каяться, взывать о милосердии. И Бог отменил наказание. Город Ниневия тогда не был разрушен.
Но в ситуации с Иерусалимом, когда покаяние и смирение и предполагают принятие наказания Божия, а люди отвергают наказание – значит, они не смирились, не покаялись. В жизни это можно наблюдать на примере раскаявшегося преступника. Человек совершил ошибку, преступление, грех и, испугавшись этого, боясь наказания, начинает каяться пред Богом: «Прости, Господи, прости! Избавь меня от наказания! Спаси меня Своей благодатью, покрой меня, чтобы мне не пострадать никак. Я исправлюсь, я больше так не буду!».И бывает, что Бог милует человека, и тот избежит наказания.
Но бывают ситуации, когда человеку надо принять наказание, какое бы оно ни было: в виде болезни ли, заключения, тяготы телесной или духовной. Он должен принять возмездие именно для смирения, для спасения. Отвергая это наказание, он отвергает единственный путь к исцелению своей души. Вот такова глубочайшая мысль, заключенная в Книге пророка Иеремии, который напрямую там и не высказана, но весь строй Книги, призыв Иеремии жителямИерусалима преследует именно такую цель: «Если вы хоть сколько-нибудь любите Бога, хоть сколько-нибудь чтите Его, для вас единственное в данном случае спасение и исцеление – принять то, что посылаетвам Бог, и смириться под руку царя вавилонского». Конечно, жители этого не захотели, – хотя это все равно произошло.
Но вот что удивительно: совокупность плененного народа иудейского действительно исцелилась. Приняв 70-летнее пленение, они стали другим народом, навсегда исцелились от страсти идолопоклонства. Они вернулись и отстроили храм. Конечно, в нем не было прежнего благолепия и великолепия. И город стал иным, и храм стал иным. Но все-таки храм был построен, Иерусалим восстановлен, и никогда больше еврейский народ в идолопоклонство не уклонялся – его решимость следовать за Богом, исполнять заповеди была возведена в принцип жизни. Люди, чтущие Божий Закон, пусть буквально, читавшие Исаию и Иеремию, пытались воплотить их свидетельства в жизни – вождями и учителями народа после плена стали те, для кого Священное Писание и богопочитание стали главными принципами жизни; до плена правила устанавливали люди, не почитавшие Бога, строившие капища, позволявшие себе мерзкие грехи.
Ситуация, известная и по Священному Писанию Евангелия, когда взята женщина в прелюбодеянии и приведена к Христу, а взяли ее, чтобы побить камнями – это ж надо додуматься взятую в прелюбодеянии побить камнями! Это говорит о том, до какого нравственного состояния дошел народ. Во времена пророка Иеремии на публичных женщин, на супружеские измены вообще никто внимания не обращал – это была норма жизни. Вот как изменился народ. То есть свидетельство Господне в рамках истории оказалось истинным. Люди, оставшиеся в живых, смирились под высокую руку Богжию, и это привело к исцелению их.