Последняя беседа по рассмотрению мессианских мест из книги пророка Исаии, то есть тех самых мест, в которых Исаия пророчествует о явлении Христа в мире. Это известное пророчество, которое встречается в Новом Завете: «Глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господень, всякий дол да наполниться, всякий холм да унизится, и узрит всякая плоть спасение Божие».
Никто уже ничего дьяволу не должен
Симеон Новый Богослов говорил: «Мой негордый Бог». Действительно, величие Божие, Его слава – это распятый Христос. Бог смог вместить и возлюбить человека до того, что довел Сына Своего, дошел Сам до распятия – самой позорной и тяжелой смерти, которую может человеческая природа вместить. И Он показал, что для всех верующих во Христа, идущих Его стопами, это закон жизни. Христос так и говорит: «Кто хочет быть Моим учеником – возьми крест свой и следуй за Мной». Именно для каждого христианина его личная слава – это крест. И каждый похвалится именно крестом, который он нес: каждый может показать, насколько он любит Христа не тем, что чувствует, что переживает, а тем, что смог перенести ради Христа.
Не очень далеко ушедшие от времен гонений на Церковь, мы, если не встаем на позицию либерального учения о правах человека, а относимся к страданиям новомучеников по-христиански, способны понять, что на самом деле их страдания для них были их славой, потому Бог их и прославил.
Об этом законе жизни хорошо говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: сын мой, не пренебрегай наказание Господне».
Весь корпус новозаветных Книг показывает, что страдания, крест – это залог нашего будущего прославления, но именно будущего, в Царствии Небесном. «Если мы хотим воскреснуть со Христом, – говорит апостол Павел, – то должны и страдать с Ним». Мы должны разделить с Ним Его Крест, Его Голгофу. И только разделив этот Крест и Голгофу, мы сможем разделить и радость Его Воскресения.
Конечно, мера у всех разная. Кто-то может выдержать много, кто-то – мало, но соучастие в страданиях Иисуса Христа, вкушение горечи от мира, незаслуженные гонения, пренебрежения, злословие, физические скорби обязательны. У каждого свой крест, но это страдание человек должен вынести с верой во Христа. По-другому никак невозможно, поэтому Христос и говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши», а если нет терпения, если все кругом хорошо у нас, то уместно задать себе вопрос: а несем ли мы крест? Участвуем ли мы в крестоношении Христа? А если мы не берем крест и не несем – какие же мы ученики Христовы?
Именно от того, что мы больше стремимся достичь в этой жизни какой-то степени комфортности, мы ничего не чувствуем, когда прибегаем к таинствам. Вот, говорим мы, в жизни святых Бог действовал так, что было все очевидно окружающим, почему мы ничего не чувствуем при Крещении, при Миропомазании, причащаясь? Очень редко чувствуем что-нибудь при таинстве Исповеди… Но мы всячески стараемся избегать хоть какого-то страдания ради Христа, избегаем терпения, всячески не хотим терпеть, всячески стараемся облегчить себе жизнь.
А ведь вкусить блага Царства Небесного, почувствовать, что такое радость Воскресения, почувствовать, что дает Христос людям, которые ищут Его, может человек только в ту меру, в какой он причастен к страданиям Христа. Поэтому пережившие концлагеря в 20–40-е годы говорили, что они каждый день чувствовали присутствие Христа, видели множество святых, лежавших на нарах. Они видели это, потому что благодатью Божией это им было открыто. Например, в книге об отце Арсении об этом пишется, в житии епископа Афанасия (Сахарова) описывается, в житиях Соловецких мучеников.
Назвать Бога Отцом можно только во Христе
Разделявшие Крест Христов разделяли и необыкновенные плоды и радость Воскресения. Все это взаимосвязано. Вот что говорит пророк Исаия: «И узрит всякая плоть спасение Божье». Слава Господня явится, и она теснейшим образом связана с Крещением Христа в водах Иордана.
Как сказано у апостола: «Перед именем Христовым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». Все признают, что Он есть истинный Бог. Все ему поклонятся. Но для кого-то это будет поклонение подневольное, со скрежетом зубов – вопрос не в том, признает ли человек бытие Бога, ведь сказано же у апостола Иакова: «И бесы веруют и трепещут», но им сознание присутствия Бога радости не приносит; и люди однажды увидят, что Бог есть действительно Спаситель, Он спасает всех людей, – но только для тех, кто возлюбил Христа, явление Его во славе будет радостью. А для тех, кто не возлюбил Христа, а возлюбили тьму, грех, самих себя больше, чем Христа, для них это явление будет мучительным, ведь они не любят Того, Кто станет их Богом, станет Светом, наставляющим всякого человека, они будут от Него закрываться.
Спасение Божие будет явлено всякой плоти, но это не означает, что нет вечных мучений. Ключ к вечным мучениям, как и ключ к Царству Небесному, внутри каждого человека. Все зависит от того, как он относится к Христу, Который возлюбил его до смерти крестной. И последний отрывок, который сегодня мне хотелось бы просто прочитать – очень часто, не сумев осилить Книгу пророка Исаии, люди не знают об этом проникновенном пророчестве. Оно утешает, вдохновляет и помогает открыть бездны премудрости Божией в отношении народов и каждого человека. Это глава 63–64, маленький отрывок. Пророк Исаия говорит: «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? Благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны.
Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш».
Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего».
И еще: «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой».
Представление о Боге как об Отце подводит человека к тайнам Нового Завета, потому что назвать Бога Отцом можно только во Христе. Неслучайно, еще раз повторяю, пророк Исаия назван ветхозаветным евангелистом. Тут важен и еще один момент: религиозное сознание начинается только там и только тогда, когда человек признает, что все в его жизни зависит от Бога. Это маленький шаг в сознании собственном. За этим шагом может сразу не последовать изменение жизни, может не последовать глубина покаяния, может вообще ничего не последовать, но только тот человек, который признает, что он – глина в руках Бога, что и жизнь его, и смерть, и здоровье, и болезнь, и счастье, и горе в руках Его Создателя, только тот человек начинает возрастать, в нем начинается формирование веры.
Если человек будет стараться утвердить себя в мысли, что он всецело зависим от Бога, вырастет надежда на то, что он не просто зависим от Бога, а зависим от Отца, от Того, Кто его создал, Кто только один и знает, что ему делать, чтобы быть счастливым, Кто бесконечно его любит, даже до смерти, даже до невероятных страданий, тогда и возникает у человека не просто представление о том, что он – глина, которое иногда раздражает людей неверующих или мало верующих, а возникает упование, что пусть я глина, но из этой глины Бог не захочет сделать ничего непотребного, потому что Он создал нас на благо, привел нас в бытие, чтобы мы красотой своей, мудростью своей, истиной своей прославляли величие Божие.
Так что, когда вот так человек относится к явлению Промысла Божия, тогда действительно возникает упование, а упование в определенном смысле – начало спасения. Уповающий на Бога, как сказано Самим Богом и во многих Книгах Ветхого Завета, в том числе и в Книге пророка Исаии, никогда не постыдится. И всякого уповающего на Бога Он все равно спасет.
Вернуться к списку