Вернуться к списку

Лекция 2.2 Грехопадение



В чём грех Адама? Некоторые считают, что съел Адам плод и Бог разгневался на него, рассердился и выгнал его из Рая. В чём грех, в том, что он плод съел? Нет! Грех в непослушании, а если более глубоко и точно охарактеризовать грех, то он согрешил тем, что поверил дьяволу-змию или жене больше, чем Богу. То есть для него кто-то важнее, чем Бог. В мире, созданным Богом – это уже грех.
Мы подошли к важнейшему эпизоду ветхозаветной истории – истории грехопадения. Начнем разговор с Евы. Существует довольно распространенное представление о том, что Ева была «сделана» из костяного ребра, взятого от Адама. Это не так. Под словом «ребро» Священное Писание понимает грань человеческого бытия. Адам как бы разделяется пополам. Одна часть природы единого Адама остается в мужчине, другая – в женщине. Только через это единство, через бытие друг в друге возможна целостность человека. Не может жить Адам без Евы, как и Ева – без Адама. Они взаимно дополняют друг друга.
Во время пребывания человека в раю ни о каком главенстве мужа над женою (как мы об этом читаем в Посланиях апостола Павла) еще не было речи. Адам и Ева были абсолютно едины, равнозначны и равноценны. Как не можем мы сказать, что природа Отца важнее природы Сына или Святого Духа, так и мужская природа не важнее женской. Уже после грехопадения мы стали разделять: это – мужчина, а это – женщина. Тогда, в раю, они были едины, суть одно целое.
Сейчас, с помощью института брака, каждый в свою меру прилагает усилия, чтобы в семейной жизни достичь хоть малейшей тени того единства, которое было в раю. Бог установил Таинство Брака, чтобы даровать двум людям благодать быть едиными. Достичь этого единства можно, только если каждый – и мужчина, и женщина – согласен понести некоторые труды.
У многих может возникнуть вопрос: а как же монахи? Ведь они живут одни, без женщин. Стало быть, им никогда не достичь полноты человеческой природы? Нет, это не так. Ведь на самом деле единство и полнота человеческой природы во Христе – Сам Христос. В нем все – мужчины и женщины, все народы – собраны воедино настолько, что нет никакой разницы, есть только всецелый человек, такой, каким он был задуман и создан Богом в первичном акте творения человека. Монах, который любит Христа, соединяется со Христом в своем подвиге любви, служения братьям, через причащение, покаяние, молитву или другим путем, но все равно достигает того же самого ощущения единства со всем родом человеческим, которого достигает и человек, живущий в браке. В поставленной перед человеком задаче достижения любви как духовного ощущения единства себя с каждым человеком, живущим на земле, и с Богом брак и монашество – совершенно равнозначные пути. Задача (или цель) у них одна.
Так получилось, что именно Ева стала косвенной причиной грехопадения. Ее душевная, чувственная природа была более склонна к соблазну, чем духовная природа Адама. Через Еву змей подкрадывается к Адаму для того, чтобы искусить его. В борьбе с духами злобы поднебесной Ева немного слабее Адама. Но дело ведь не только в ней. Они оба – это один человек, одно целое. Теперь все зависит от решения Адама, кого он больше послушает: Еву, которая предложила ему вкусить плод, или Бога, Который сказал: «Не вкушай!» Библия не говорит о том, как Еве удалось уговорить Адама, не будем говорить об этом и мы. Для нас важно одно – Адам согрешил.
Мы знаем, что змей – это дьявол. Возникает вопрос: почему Бог позволил дьяволу войти в рай искушать Адама? Попробуем на него ответить. Представим себе женатого человека. Может ли этот человек утверждать, что верен своей жене, если ни разу в жизни он не был поставлен в такие условия, когда соблазн мог возникнуть. Если человек не прошел через это искушение, может ли он утверждать, что сохранил бы верность своей жене? Очевидно, нет, он просто не знает этого. Только тот человек, который пережил подобное искушение, может сказать: «Да, я верен». Верность – это не какое-то безмятежное, младенческое состояние. Верность – это воля, напряженность человеческого характера, мужество. Верность – это всегда поступок. Для нас слово «верность» связано прежде всего с терпением, преодолением трудностей, каким-то подвигом. Там, где нет подвига, мы не можем говорить о верности.
Бог позволяет дьяволу искусить Адама для того, чтобы Адам, пережив искушение, осознал свою верность Богу и сделал правильный человеческий выбор – с кем он; осознал, по образу Кого он создан и ради чего должен жить; стал верен Богу по-настоящему. Адам еще не имеет в себе греха и может свободно противостоять дьяволу в лице змия. В дальнейшем этого уже не будет, но пока они с дьяволом – на равных, Адам может отклонить то, что предлагает ему дьявол. Но он этого не делает, и происходит падение, разрушение отношений с Богом и отношений человека с человеком.
Чтобы лучше понять, что же произошло, обратим внимание на историю Авраама. Авраам тоже прошел через искушение, причем двоякое. Долгие годы, в течение двадцати пяти лет, он ждал рождения сына и не усомнился, что Бог может даровать ему сына, хотя естественной возможности родить ребенка у него уже не было. Потом, когда у него родился любимый сын, Бог отправляет Авраама на гору принести сына в жертву, и Авраам не усомнился, он поверил Богу и пошел исполнить то, что сказал ему Бог. Отметим, что Авраам был совершенно в иных условиях, чем Адам.
Но самой важной для понимания является история искушения Самого Христа. К Нему тоже приходил дьявол, и Христос, по Своему человечеству, причем человечеству падшему, немощному, все искушения отстранил. Христос пробыл сорок дней в пустыне и после этого взалкал. Только представим себе Человека Христа в пустыне, в течение сорока дней ничего не вкушающего! Он не просто голоден, Он умирает, вся жизнь в Нем угасает. Можно сказать, что Он стоит на грани жизни и смерти, точнее – Он почти мертв. И тут является Ему сатана и говорит: «Достаточно одного Твоего слова – и Ты можешь превратить эти камни в хлеба». Но Бог не давал такого послушания, и Христос говорит: «Я лучше умру, чем сделаю то, что Бог Мне не говорил делать, потому что подлинным источником Моей жизни является Слово Божие». Обо всем можно легко говорить и рассуждать, сидя за столом, в спокойной обстановке. Но попробуйте сказать так, когда вы умираете. А Христос это сказал. Он сделал, в гораздо более невыгодных условиях, то, что Адам не смог сделать в очень хороших. И этим Он исправил грехопадение Адама. Иисус Христос является Новым Человеком, Вторым Адамом, и все верующие во Христа и последующие за Ним соединяются со Христом и вслед за Ним идут в тот мир, ради которого Бог и создал человека.
Итак, Адам согрешил. В чем же его грех? В том, что он съел плод? Конечно, нет. Грех, прежде всего, в непослушании. Если более глубоко и точно охарактеризовать грех, то Адам согрешил тем, что поверил дьяволу-змию или жене больше, чем Богу. То есть для него кто-то важнее, чем Бог. В мире, созданном Богом, – это уже грех. Только Бог должен быть абсолютной ценностью, стоящей над всем прочим. Только такое устройство мира – правильное, потому что Бог – его Творец. Бог – мой Творец. Я создан по образу и подобию Божьему, а это значит, что мое счастье только в том, чтобы быть с Богом. Он – источник не просто моего бытия; Он – источник моего счастья! Поэтому всякое принижение Бога есть грех.
И вот Адам всему видимому – плоду, высказываниям сатаны, осязаемым движениям Евы – поверил больше, чем невидимому присутствию и словам Бога. Мы не знаем, как Бог общался с Адамом в раю, но согласно Священному Писанию только во Христе Слово стало плотью, Бог стал Человеком и обрел материальное тело. Поэтому каким бы ни было это общение, прежде всего – оно было духовное, невидимое. Очевидное, реальное, очень ощутимое для Адама (ему было что оплакивать после изгнания), но невидимое.
Совершив этот поступок, поверив материальному, душевному больше, чем духовному, Адам тем самым подчинил и свою собственную природу, и природу всех тех, кто был рожден после него, вещественным началам мира. Мы стали зависимы от мира. Наша жизнь была неразрывно связана с миром и раньше, но через грехопадение она стала от него зависеть. Эту зависимость мы стали ощущать и чувствовать. Видимая материя является нашим хозяином в гораздо большей степени, чем Бог. Как только мы испытываем голод, не можем поспать или не в состоянии исполнить какие-то привычные для нас душевные и телесные радости, все существо наше начинает раздражаться, кипеть, и очень сложно бывает в таком состоянии исполнить простые заповеди Божии. Тело бунтует, и нам очень хочется его слушать. Оно взывает к нам, становится настоящим нашим тираном, и только волевым усилием и благодатной помощью мы можем не то что преодолеть, но хотя бы не споткнуться и не соскользнуть в это служение плоти. Хотя бывает очень трудно это сделать.
А первый искусился Адам. Он материальному и видимому поверил больше и тем самым изменил собственной духовной природе. Мы созданы не по образу и подобию твари животной, а по образу и подобию Божьему. Мы – духовные по своей природе, и все в нас должно управляться Духом Святым и быть посвящено Богу. Мы сами посвятили свою жизнь веществу, и это – грех. Мы уронили собственное достоинство. Кроме того, Адам захотел получить обожение сам, то есть стать богом без Бога. Сатана ему предлагает: «Если вкусите, то будете как боги». Адам хотел стать таким же, как его Всемогущий Творец; хотел чести и достоинства Бога. Но получить все это он хотел не из рук Самого Творца (как дар), а каким-то обходным путем, украв, получив собственной хитростью. Апостол Павел в Посланиях к Филиппийцам говорит, что «Христос не хищением стремился быть равным Богу», то есть не хитростью, не воровством хотел достичь равенства Богу, а, наоборот, смирил Себя до образа раба, до крестной смерти. И Бог Его возвеличил.
Адам захотел пойти другим путем. Он вообще захотел независимого, автономного существования без Бога. Собственно, это и есть изначальный грех сатаны – желание быть самим по себе. Не будем забывать, что сатана был создан первым из ангелов, имя ему – Денница (самая ранняя утренняя звезда). Он был великим, прекраснейшим из всех творений Божиих, лучшим из всех херувимов и ангельских сил, могущественнейшим, мудрейшим. Ему было очень неприятно сознавать и мириться с мыслью, что источником всей его красоты, мощи и мудрости является Кто-то Другой – Бог, выше Которого он никогда быть не сможет. Это вызывало в нем великую зависть, гнев и гордыню. В конце концов он лучше захотел остаться сатаной, падшим ангелом, но только – сам по себе, как хочется ему, а не так, как хочет Бог.
Подобное часто можно увидеть и в людях, особенно ярко это проявляется в детях. «Пусть всем будет плохо, пусть плохо будет мне, но я буду делать так, как хочу я, а не так, как вы меня просите, не так, как вы от меня требуете». Собственно, и поступок самоубийцы – это восстание против Творца. Да, конечно, Бог может его помиловать, но милость Божия ему не нужна. Он хочет только так, как он хочет, а раз этого быть не может, тогда пусть будет хуже всем. Это ведь тот же бунт, что и у сатаны. Разница только в том, что сатана не мог убить себя материально. Он совершил духовное самоубийство, отрезал себя от Источника жизни, разорвал отношения с Богом. Теперь того же самого сатана ждет от Адама, принуждает его отказаться от Бога, как бы говорит: «Зачем тебе такой Бог? Зачем тебе постоянно быть кому-то должным, постоянно от кого-то зависеть? Живи сам по себе». Это – гордыня!
Эта жажда автономного бытия – бедствие всего человечества, мы все больны этим. Насколько меньше мы смиренны, кротки, настолько больше больны. Мы хотим сами по себе строить жизнь, мы не желаем получать милость, или как иногда говорят – подачек от Бога, нам нужно непременно заслужить что-либо, чтобы нам не даром дали, а именно заслуженно. В этом и состоит закваска фарисейская. Многие люди отягощены ею и порой сами отказываются от даров Божиих именно потому, что им кажется, что они могут принять эти дары только тогда, когда их заслужат. Потому что тогда они могут похвалиться: вот я какой! А принимать даром, из милости им кажется унизительным. Это и есть автономное бытие, грех перед милосердием Божиим, Его правдой. Хотим мы того или не хотим, но Он – Творец. Мы всецело зависим от Него: как рыба зависит от воды, как листочек – от дерева. Бог нас создал, и это нельзя отменить, перед этим можно только смириться. Принять как великую радость – меня привели в бытие, я живу благодаря удивительному Богу!
Теперь еще об одном (меньшем по сравнению с основным) грехе Адама – подчинении своей жизни чреву. Ева свои телесные ощущения поставила во главу угла, и Адам, сделав то же самое, навсегда подчинил жизнь человека чреву. Именно по этой причине христианская жизнь неотъемлема от поста, от воздержания в пище. Все мы – рабы чрева. Некоторые понимают это и объявляют войну такому положению вещей, другие – понимают, но не хотят ничего менять, а третьи – не понимают. Но кто бы что ни говорил, христианская жизнь – подлинная жизнь в этом мире, один из ведущих аскетических мотивов которой – не подчиняться всем велениям чрева, объявлять ему постоянную напряженную войну.
И все-таки Бог не разгневался. Все гораздо глубже – Бог пожалел Адама. Он пожалел и отправил его из рая. Почему? По какой причине? А причина проста – чтобы Адам в том состоянии, в котором он находился, не вкусил от Древа Жизни и не мог бы жить вечно, потому что он стал бы сатаной, бесом. Его состояние оторванности от Бога, бунта против Него навсегда зафиксировалось бы – и он уже не смог бы принести покаяние.
Вся жизнь человеческая – это путь к Богу. Мы ошибаемся, падаем, заблуждаемся, грешим, снова встаем, для того чтобы хотя бы в последний миг жизни сказать: «Я прожил скотскую, недостойную жизнь, но я понимаю, что источник моей жизни – Бог, и без Него я жить не хочу!» Ведь именно этим спасся разбойник. Он ничего не принес, кроме этой мысли, засвидетельствованной в слове: «Достойное по делам своим принимаем». Разбойник исповедовал бы Бога источником и целью своей жизни, если бы ему довелось начать ее сначала. За одно это исповедание он оказался помилованным. Эти слова и есть спасение: повернуться к Богу лицом; в какой бы наготе и безобразии мы ни находились – исповедовать, что Он есть Бог, а мы – Его творения и что Он нас никогда не отвергнет. Но Адам так не сделал. Бог пытается воззвать к нему и спрашивает: «Что ты сделал?» Адам говорит: «Жена, которую Ты мне дал, заставила меня, соблазнила, и я ел». То есть в конечном итоге он во всем обвиняет Бога – «Ты виноват, что дал мне плохую жену».
Каковы же последствия грехопадения? Адам был наказан тягостным трудом. Теперь что бы он ни делал, он должен претерпевать трудности. Это не наказание, это – благо, потому что через эту трудность бытия Адам не может «приклеиться» к миру, не может прильнуть к нему своим духом и сказать: «Вот он – мой настоящий царский дворец, буду жить в нем вечно». Только трудность нашего бытия мешает нам возлюбить этот мир до конца. Если бы это было не так, очень мало кто из людей обратился бы к Богу. Трудности – это подспорье в нашем обретении Бога. Жена была наказана влечением к мужу тем, что отныне и до конца времен муж будет господствовать над ней. Обратите внимание, это – не естественное состояние Евы, это – наказание: поскольку природа чувственна и подвержена соблазнам, она должна быть предана под власть духа и ума мужчины. Но так будет не всегда, это всего лишь состояние, пока продолжается история. Кроме того, жена в муках должна рожать детей. После грехопадения проклята земля. Адам – царь этой земли, но он оказался недостойным своего царского предназначения; он изгоняется; он – отверженный; он лишен благодати Божией. Как лишенный благодати Божией, он не может теперь разумно управлять этой землей. И земля естественным образом лишается благодати. Она становится трудной для бытия, на ней начинает произрастать разная сорная трава, появляются тернии, волчцы, насекомые и паразиты. Адам понимает, что это – не рай, это – место ссылки; это место, проклятое Богом, чтобы мы не забывали, что на этой земле мы всего лишь странники. Это наша пустыня, место изгнания. Человек теперь подчиняется инстинктам, с которыми ему приходится бороться, которые, как звери, нападают на него, но в этом виноват он сам. Это не столько наказание от Бога, сколько просто естественное следствие того, что сделал Адам. Он подчинился инстинктам и стал им послушен. Появился стыд, страх перед другим человеком, страх перед Богом; не благоговение, а именно страх, что Бог накажет. Сын любит своего отца, и пока эта любовь сохраняется, он радостно бежит навстречу отцу; как только он согрешил – появляется страх, он прячется, боится встречи с любимым отцом, потому что его ждет не просто наказание, а свидетельство того, что сын стал недостойным. И последнее. Когда Адам уходит из рая, в помощь ему Бог оставляет упование, надежду на то, что так будет не всегда. Однажды Адам вернется в рай, надо только ждать. Ждать, когда придет Тот, Кто сможет и Адама, и все рожденное после человечество ввести в рай. Бог оставляет человеку веру. Теперь, от изгнания Адама до конца времен, человек, как сказано в Писании, верою жив будет.
 

Расшифровщик: Наталья Коваль

Вернуться к списку

Оставьте комментарий