О соединении с Богом
В книге Второзаконие есть удивительные слова, актуальные и для нашего времени: если народ не будет слушать Бога, то земля запустеет, пшеница перестанет давать плод, виноградники – виноград, придут враги, дети будут рождаться больными, немощными, процветет грех, будут разрушаться семьи, государство.
Мы, как люди верующие, сохраняющие связь с христианскими традициями прошедших поколений и до сих пор называющие себя народом-богоносцем, считающие страну нашу Богом хранимой, должны понимать, что причина всех болезней нашего обществам не в политике и не в экономике. Мы перестаем слушать Бога, заботиться об исполнении Его заповедей, все меньше и меньше верим в их силу, забываем, что исполнение или забвение той или иной заповеди есть жизнь или смерть для наших семьи, народа, государства.
Как и сказано во Второзаконии, заповедь дана либо к жизни, либо к смерти. Исполняя ее, мы получаем жизнь; если не исполняем – умирает все. Мы забываем о своем завете с Богом, который каждый из нас заключил в день Крещения. Может быть, подходя к купели, мы не понимали, в чем состоит христианский закон, но, тем не менее, мы пришли и своими словами отреклись от сатаны и всех дел его, мы сочетались со Христом, сказав: «Верую в Него, как в Царя и Бога» – сделали то, что израильский народ на горе Синай, вступили в завет с Богом. И если мы будем исполнять завет, то государство, семьи наши, все процветет; не будем исполнять – естественно, все будет разрушаться.
В Книге Второзаконие есть чрезвычайно важный отрывок, который имеет прямое мессианское, фундаментальное значение. Пророк Моисей, уходя к Богу от своего народа, говорит: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, его слушайте», и дальше говорит: «Кто не послушает этого пророка, душа его истребится из народа», то есть он не наследует жизни вечной. Это мессианское пророчество о Пришествии в мир Иисуса Христа – «пророка, подобного мне», как говорит пророк Моисей.
Действительно, Христос, придя, совершает то же, что Моисей, только в значительно более превосходной степени, – Он спасает народ от рабства, от смерти через Свое Воскресение, Он дарует ему Закон – как и Моисей, Он создает Церковь – как создал Церковь и Моисей, Он заключает с Богом Завет – как заключил Моисей. Моисей заключил Завет на крови убитых животных, а Христос заключает этот Завет на Собственной Крови. Дело же, которое совершает Христос, то самое по сути, что и дело Моисея.
Когда первые христиане, апостолы начинают ходить по городам и весям и проповедуют среди иудеев, произнося проповеди в еврейских синагогах, они эти слова Моисея вспоминают и говорят: «Вот, Он сделал то же самое, что Моисей, о Нем говорил Моисей». И против этих свидетельств, как говорил об этом апостол Павел, возражать иудеям было нечего. Глубочайший смысл этих слов не столько в том, чтобы, увидев Христа, евреи вспомнили слова пророка Моисея и пошли за Ним. Смысл в том, чтобы они после свершенного Иисусом Христом поняли, что весь Ветхий Завет свидетельствует о Нем. Если они не поймут и не примут этого, то только по упорству своих злых сердец. У них нет оправдания, нет права сказать: «мы не знали, мы не поняли». Настолько все очевидно, что не согласиться с этим можно только по злой воле, а не по незнанию.
Последние слова Моисея «Его слушайте» не случайны, – именно их произносит Бог, когда Христос крестится в Иордане или трем ученикам на горе Преображения: «Его слушайте». Все правоверные иудеи должны были в синагогах слушать чтение Закона, а Второзаконие читалось чаще других книг Священного Писания, так как в нем, как мы бы сейчас сказали, конспективно изложена суть иудейского Закона, Завета Бога с человеком. Конечно, все взрослые мужчины эти слова знали очень хорошо. «Его слушайте» – это Тот, о Ком говорил Моисей. Собственно говоря, и апостолы потому и пришли: слова в их сердце сразу отозвались, и они принесли плод того, что уверовали в это свидетельство.
Теперь вернемся к Иисусу Навину, который стал станом напротив города Иерихона. Нам важен вопрос завоевания Земли Обетованной, он имеет очень серьезные исторические, в первую очередь, последствия.
Бог повелевает израильскому народу не просто завоевать эту землю, а уничтожить весь живущий на этой земле народ. Конечно, в нашей либеральной, гуманистической (не христианской гуманистической, а именно материалистической гуманистической) традиции, сформировавшейся в эпоху Возрождения, это бесчеловечно… Все-таки европейскому гуманизму сердца наши принадлежат на самом деле гораздо больше, чем благовестию Библии.
Но для Ветхого Завета это свидетельство краеугольный камень – грех есть смерть, а смерть заразна, она убивает одним прикосновением, поэтому надо относиться ко греху бдительно. Поэтому Господу и приходится уничтожить народ, исчерпавший свои возможности хоть как-то исправить свою жизнь пред Лицом Бога. Но это полбеды – эти развращенные люди могут заразить и израильский народ развратом и идолопоклонством. А Бог с великим долготерпением вел израильский народ через пустыню, его должно сохранить! Именно поэтому Бог повелевает уничтожить всю заразу.
Сравните: говоря о больных такими инфекционными заболеваниями, как чума, холера, тиф, мы отдаем себе отчет, что их надо изолировать, чтобы другие не заразились. На таком уровне мы это понимаем, но для пророков Ветхого Завета грех – такая же инфекционная болезнь, только гораздо более опасная, потому что приводит к смерти народа. Израильский народ эту миссию не выполнил. Не выполнил по понятным человеческим причинам – он изголодавшимся пришел в богатую землю. Израильтяне, с радостью увидев цветущие поля, луга, виноградники, дома, города, построенные много тысяч лет назад, процветающие и богатые, конечно, забыли о необходимости уничтожения врага. Попечение о земном богатстве отвлекло народ от духовной трезвости.
Мы должны бороться с грехом, пока его не искореним, а мир всегда противоречит этой бескомпромиссной борьбе.
Апостол Иаков говорит: «Дружба с миром есть вражда против Бога». То есть человек, пытающийся побороть грех, должен бороться с ним до конца. И это всегда приведет его к борьбе со страстями, грехами, соблазнами, суетой, проникающими в его сердце через вещи, которые в мире находятся.
Бескомпромиссная борьба с грехом – ключевая тема всего Священного Писания. Она проходит через всю христианскую жизнь, через писания святых отцов, учителей Церкви, через богословие, через историю Церкви. Наш современный либеральный гуманизм на самом деле продиктован не тем, что мы любим людей больше, чем их любили древние – мы любим покой больше, чем любили его древние, мы гораздо меньше любим Бога, чем древние. Мы не так переживаем реальность греха и смерти и слишком легкомысленно относимся к тому, что мы грешим – привыкли к тому, что нам легко дается прощение.
Итак, повеление Божие не было выполнено, что и привело к плачевным результатам – очень скоро израильский народ стал поклоняться идолам и очень быстро усвоил развращенность здешнего населения. Полузавоевана Палестина, и в Израиле возникает гражданская война; причина – эпизод, произошедший с одним левитом в земле Вениаминовой. Я не буду пересказывать его, только укажу, что по нравственному уровню он вполне равнозначен тому, что произошел с семьей Лота в Содоме. То есть жители территории, доставшейся колену Вениаминову, по своему нравственному уровню за это время скатились до уровня жителей Содома. Если бы не милость Божия, не праведники, чтущие Бога, поклоняющиеся Ему, то Израиль могла бы постигнуть участь Содома; очевидно, на этой земле нашлось несколько праведников, и гнев Божий не пролился там огненным дождем, но сам факт показателен. Не послушались Бога. Как потом, в исторической Книге Царств, пророк Самуил скажет царю Саулу: «Неужели ты думаешь, что жертвы Богу приятнее, чем послушание Ему?».
Ну и последний эпизод, на котором хотелось бы остановиться, – взятие Иерихона. Всем известно, что город не был взят силой человеческой. Израильский народ должен был обходить город семь дней, а на седьмой день затрубить во все трубы, закричать во все горло. И когда он сделал это, стены Иерихона, считавшиеся неприступными, рухнули.
Здесь важен, во-первых, такой момент: город берется силой Божией, люди почти во взятии не участвуют, и, соответственно, вся добыча города тоже принадлежит Богу. Когда один человек попытается это нарушить и присвоить что-то из добычи, весь народ претерпит за это наказание.
Но важно и другое: бывают в жизни такие обстоятельства, когда от человека требуется то же, что сделал еврейский народ проходя вокруг Иерихона. В поздней византийской традиции это получит название «исихия», буквально – «молчание»: человек отстраняется от всего, погружается в себя, в Бога, находит в сердце своем живущего там Христа и действительно обретает совсем иное измерение человеческого бытия, и бытия человека в Боге и Бога в человеке. Отстранение от всех внешних дел, молчание становится способно явить миру силу Божию. Вот смысл семидневного обхода Иерихона. Израильтяне ничего не делают – лишь молчат, со стен в их адрес наверняка раздаются смешки, издевательства. Обе стороны понимают, что нужно бы делать лестницы, подкопы рыть, а люди, доверяясь Богу, просто молча обходят вокруг города. Этим молчаливым доверием и послушанием Богу является великая сила Божия.
Это картинка, образец, притча о том, что делает глубокий молитвенник-подвижник, – повидимому, внешне ничего не делает, не помогает строить храмы… Взять преподобного Серафима Саровского, убегающего в пустыню, – от всего отстраняется, ни в чем не принимает участие, с нашей современной точки зрения, никакой пользы людям не приносит, только молчит и читает Священное Писание. Но через это молчание, через это погружение в Бога, через то, что народ обретает в молчании, происходит такое величественное действие благодати Божией, как, допустим, исцеление, просвещение людей. Они меняют свою жизнь, и это продолжается до сих пор. До скончания века будет памятно имя святого Серафима Саровского, но еще на его памяти, практически без его физического участия (он является непосредственным орудием благодати Божией) строится монастырь Дивеевский, строятся храмы, уже после его смерти строится великая женская лавра, которой в истории Церкви аналогов нет.
Серафим Саровский, по сути дела, в этом молчании настолько соединился с Богом, внешне долгие годы ничего не делая, что слово, им сказанное, дело, им благословленное, живут в веках. Люди до сих пор созидают свою жизнь, пользуясь его благословением, совершают паломничества к его мощам, к святыням Дивеевской обители, которая созидалась только благословением и молитвенным напутствием батюшки Серафима и существует и преумножается до сих пор.
Это духовное выражение исторического дела, которое совершил еврейский народ, семь дней обходя Иерихон.
Как видите, считать, что «все должны обязательно что-то делать», означает разрушать фундамент монашеского бытия. Те, кто считают, что фактически монашеская жизнь не приносит никакой пользы людям, на самом деле не понимают очень важных элементов духовной жизни.
Пусть эпизод с завоеванием Иерихона будет для нас всех примером, притчей, за которой скрывается или открывается очень значимая для нашей жизни истина.