Вернуться к списку

Лекция 10.2. Левит. Ветхозаветное богослужение



Святые отцы говорят: «…если ты согрешил не надо себя корить, надо со смирением и кротостью терпеть всё, что с тобой происходит и это вменится тебе в покаянии», т.е. безропотно неся подвиг своей жизни, неся свой крест, который на каждого из нас возложил Бог, терпя те искушения, скорби, укоры, тревоги, мы страдаем, страдаем очень болезненно. Нам больно, но мы должны терпеть ради Христа, ради Его заповедей, ради того, чтобы приобрести любовь к ближнему.

Прообразование в древних обрядах

Духовная жизнь невозможна, если человек не хочет ничего терпеть: никаких даров Духа, вообще никакого присутствия Духа в себе он и не получит, потому что, повторю, Дух пребывает в душе только в той степени, в какой она готова пострадать ради Христа.
Христос говорит в Евангелии: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Вот это очень важно понимать; обычно мы впадаем в крайности – думаем, что надо жертвовать, и начинаем себя самоистязать: держим суровый пост или предаемся долгим молитвам (это оборачивается страданием не столько для нас, сколько для наших ближних, которых мы порой просто терроризируем своим желанием быть святыми, упрекаем их, гневаемся на них, раздражаемся, порой даже проклинаем, пылая праведным, как нам кажется, гневом за то, что они, грешники, нас искушают).
Другая крайность, когда люди, понимая, что Христос сделал, считают: «а нам ничего делать не надо, мы ничего не должны, просто будем радоваться, причащаться». Православный путь – путь срединный. То есть Жертва Христова предполагает и нашу жертву, ведь сказал Христос: «Возьми крест свой и следуй за Мной, если ты хочешь быть Моим учеником». Мы причащаемся Крови распятого Христа, и эта Кровь вдохновляет нас идти Его путем – путем страдания, путем подражания Ему.
То есть и мы должны в определенном смысле стать жертвой – надо просто обречь себя на терпеливое исполнение заповедей Божиих и помнить, что за каждый наш грех нам надлежит умереть; и только милость Божия предложила в обмен на нашу жизнь Свою.
Если каждый раз с такими мыслями причащаться, то в сердце всенепременно родится благодарность, и мы поймем, почему на Литургии совершается Евхаристия – по-гречески «благодарение», почему главнейшая служба Церкви называется службой Благодарения. И будем не только и не столько просить Бога, понимая, что Он знает прежде, чем мы попросим у Него, что нам дать, а будем изливать благодарение, хвалу Господу. Мы потому и называемся православными.
В 49 псалме говорит Господь Духом Святым: «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
Так что путь, на котором заповедовал Бог спасение, – жертва хвалы.
Размышляя о жертвенных животных в тех духовных реальностях, о которых свидетельствует Библия, в первую очередь – что грех есть смерть, мы легко дойдем до той самой хвалы, до понимания, что состояние нашей благодарности Богу, состояние нашей хвалы Богу и есть состояние спасающегося человека.
Заканчивая тему жертвоприношения, хотелось бы упомянуть еще один эпизод. Когда заключался Ветхий Завет, когда весь народ вступал в Завет с Богом при горе Синай, были заколоты жертвенные животные, кровь сцежена, и часть этой крови вылита к подножью горы, а другой частью был окроплен весь народ: это Завет в крови – кровь жертвенных животных навсегда встала между Богом и человеком, то есть кровью связались Бог и человек. Мы знаем: по всем древнейшим традициям, когда люди хотят сблизиться с кем-то, они «связываются» кровью, становясь братьями по крови.
Кровное родство, кровь имеет важнейшее значение в отношениях между Богом и человеком. Но не потому что Бог жесток, а потому, что грех смертелен и человек должен осознавать, что такое на самом деле грех. Говоря богословским языком, это онтологическая природа греха требует крови и ничем другим она не может быть смягчена. Вспомним, Новый Завет тоже заключается в Крови. Христос на Тайной Вечере возносит Чашу и говорит: «Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Тоже Кровь между человеком и Богом, только Кровь эта имеет другую природу. Вспомните, все соседи израильского народа – финикийцы, карфагеняне, не говоря уж о живших в Центральной Америке ацтеках и майя, совершали множественные человеческие жертвоприношения. Мысль-то у них была точно такая же – без крови Бога не умилостивить, только кровь, считали последние из перечисленных, нужно приносить человеческую. То есть и они, при всей их жестокости и бесчеловечности, тоже сохранили правдивое свидетельство, дошедшее до них от предков, что без пролития крови человека спасения, примирения с Богом быть не может. И ведь действительно – пришел на землю Человек, пролил Свою Кровь и этим примирил нас с Богом.
У израильского народа было три важнейших праздника, когда весь народ (точнее, все мужское население Израиля) должен был явиться, как сказано в Библии, пред Лицо Господа, то есть в храм. Пока храма не было, – в скинию, такой храм, из кожи шитый. Такого не было никогда – никогда народ после Моисея не являлся пред Лицо Бога, потому они и страдали, потому на них гнев Господень и обрушивался.
Первый важнейший праздник – пасха, которая праздновалась семь дней в марте. Это ветхозаветная пасха, воспоминание исхода из Египта и крови агнца, которая их спасла. Они вкушали ягненка, испеченного на огне с горькими травами, и пили особое вино. Часть этой пасхальной трапезы и совершил Иисус Христос в последние часы Свои на земле, там и совершилось установление таинства евхаристии. Отметим, что в дни празднования пасхи можно было использовать только пресный хлеб, так называемые опресноки, не имеющие закваски.
Второй великий праздник еврейского народа – пятидесятница; естественно, на пятидесятый день после пасхи. Как говорят люди, которые толковали Библию и вели подсчеты, оказывается, от исхода евреев из Египта до их прихода на Синай прошло ровно пятьдесят дней. И, разумеется, в праздник пятидесятницы вспоминают о даровании Закона, о том, что на горе Синай Бог даровал им заповеди на каменных скрижалях и заключил с ними завет. Живя в палатках, они вкушали плоды нового урожая и благодарили Бога за то, что Он вспомнил о них в Египте, привел их через пустыню в землю обетованную, где все преизобилует.
Третий – праздник кущей, самый веселый у израильского народа, самый радостный: по традиции, по обрядам, записанным в Библии, люди должны были тогда танцевать. Я упоминаю об этом специально – именно из Библии мы знаем, что одним из элементов богослужения были танцы. Стало быть, сам по себе танец не бесовское изобретение, как иногда принято считать. Скорее можно говорить, что бес извратил танец и сделал так, что через него человек разрушает свою душу, свое общение с Богом, но по изначальному замыслу танец помогал выразить свои чувства перед Богом, сблизиться с Ним: мы знаем – когда царь Давид переносил ковчег в свою столицу Иерусалим, он не мог иначе выразить свое чувство Богу, как танцем. Он был почтен Богом именно за то, что смирился и плясал перед Богом – в танце как таковом нет греха, важен мотив, цель, которую человек преследует.
И еще один момент. Я упомянул, что в праздник пасхи вкушались опресноки, а на пятидесятый день вкушался уже квасной хлеб. Почему? В этом тоже есть образ: когда дается закон, в нашем понимании – это пророчество о духе, дух и есть та закваска, которая сквашивает человеческое «тесто». Когда Христос говорит в Евангелии в притчах о закваске или о семени, Он имеет в виду дары Святого Духа – Он дается нам, и мы приносим плод в Нем.
Еще один важный и интересный праздник – праздник труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри (тишри), продолжается восемь дней. В первый день вспоминается творение мира, в последний – Страшный Суд; восьмой день – как день будущего века. Так что это не богословы выдумали учение о восьмом дне – даже Ветхий Завет посредством образов давал представление, что вся эпоха человечества умещается в восемь дней, восемь эонов, восемь эпох, где восьмая – это новый день, в который совершится Страшный Суд.
После праздника труб, на десятый день месяца тисри (седьмого в году) начинался великий День очищения – это Великий пост нашей Церкви. В Израиле он продолжался один день, но в этот день человек должен был быть в абсолютном покое, иначе смерть. Не допускалось никакое приготовление – ни пищи, ни вообще ничего, кроме того, что совершается при храме.
А в храме совершалось самое главное. Брали двух козлов, одного закалывали, и с его кровью первосвященник входил в Святая святых, где находился ковчег и куда входить имел право только первосвященник и только единожды в год. Вхождение с кровью в Святая святых, как потом растолкует апостол Павел, это прообразование Христа, Который вошел в Святая святых – в Небесные обители к Отцу, принес туда Свою Кровь и этим искупил человечество.
Первосвященник кропил кровью ковчег и херувимов, которые там были, и само Святая святых. Это символизировало собой великое очищение – посредством этого обряда весь народ как одно целое очищался от греха, поэтому так важно было прийти в этот день к храму: Бог как бы изливал на весь народ милость.
А второго козла проводили через «коридор» людей; каждый возлагал на него руки, как бы передавая ему свои грехи, потому этот козел назывался козлом отпущения. Затем его палками выгоняли далеко в пустыню, где он и умирал.
То есть один козел символизировал очищение, а другой принимал все зло. Но оба козла прообразуют то, что сделает Христос: Он и грехи наши на Себе понесет, Он же и с Кровью Своею войдет во Святая святых; посредством этих действий Он спасает народ.
Итак , внимательно разобрав тексты Священного Писания, мы придем к выводу, что на самом деле это не свод устаревших, ненужных нам еврейских обрядов; на самом деле это пророчество, прообразование, которое помогает понять смысл таинства, совершенного для нас Христом. Вот почему так важно над этим размышлять.
Последний нюанс праздников. Евреи должны были праздновать каждый седьмой год как субботу – в субботу они не должны были делать никаких дел, и седьмой год считался у них особенным: они не должны были ничего в этот год делать, ни сажать, ни убирать.
Предполагалось, что Бог обещал в шестой год давать им урожая в два раза больше. Поэтому в седьмой сажать не надо: пусть то, что вырастет, подберут нищие, пусть останется неимущим. Конечно, народ, за исключением, может, некоторых благочестивых евреев, никогда этого не исполнял – если Бог дает двойную порцию на шестой год, кто же упустит лишний кусок? Поэтому не исполняли, и это возымело свои последствия – Бог сосчитал все субботние годы, которых не исполнили евреи, получилось семьдесят лет, и на все эти семьдесят лет Он переместил их в страну пленения, а земля семьдесят лет пустовала – как говорит пророк Иеремия, «она исполнила свои субботы»: даже если мы не послушаемся Бога, повеление все равно исполнится, то, что Бог сказал, будет, но нам это не принесет никакой радости и пользы. Вот израильский народ послушался бы Бога и жил бы на своей земле долго и обошелся бы без всякого плена. Не сила Вавилонского царя взяла Иерусалим, а греховность и недоверие Богу еврейского народа.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий