Вернуться к списку

Лекция 1.2. О седьмом дне творения мира



Сегодня я расскажу вам об одной тайне Священного Писания, которая приоткрывается в Ветхом Завете и подтверждается в Новом Завете. Библия была написана на древнем еврейском языке. В первых стихах книги Бытия в славянском варианте мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю». Но в еврейском, если быть точнее, сказано: «Вначале сотворил Боги небо и землю», то есть в этом предложении переплетается единственное и множественное число. То же самое мы видим, когда читаем о сотворении человека. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» . Человек сотворен не просто по образу кого-то одного, а «по образу Нашему». Когда мы доходим до описания постройки Вавилонской башни, мы видим, что Бог опять говорит: « Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого ». Это переплетение единичности и множественности есть первое свидетельство в Ветхом Завете, что есть неразгаданная тайна: Бог один, и в то же время Их несколько. Тайну Троичности Божества откроет только Новый Завет. Очень важно понимать, что учение о Святой Троице — это не просто выдумка Нового Завета или домыслы очень умных последователей Христа. Учение о Святой Троице коренится в глубине свидетельства Бога человеку, которое Он явил в Священном Писании.
Следующая наша тема сегодня – седьмой день творения. В Библии сказано, что шесть дней творил Бог этот мир, а в седьмой день упокоился. Мы уже говорили, что шесть дней творения — это достаточно продолжительные промежутки времени. Седьмой день тоже продолжительный, длится он не несколько лет, а тысячелетия. Продолжает он длиться и поныне, восьмого дня еще не наступило. Седьмой день творения — это время, когда Бог сотворил человека, ввел его в мир, даровал ему власть над всем существующим и сделал его царем мира: «Теперь ты творец и хозяин этого мира». Человеку надлежало понять, что быть хозяином в этом мире он может только в неразрывной связи с настоящим Хозяином, с Тем, Кто этот мир создал, потому что понять, как этот мир существует, какими законами он живет, видеть всю его сущность можно было только в свете благодати Божией. Правильно управлять этим миром человек мог только с Богом. Адам должен был управлять этим миром, а Бог отходит в сторону, давая возможность раскрыть человеку всю ту глубину, мощь, благодать, дар, образ Божий, вложенный Им в человека: «Раскрывай, созидай мир, возделывай рай, в который Я тебя ввел». Он делает человека богом этого мира, позволяя ему соучаствовать в творении этого мира. Мы знаем, что все это закончилось грехопадением, но пока важно понимать, что суббота — это именно вся та человеческая история, которая до сих пор длится с того момента, как создан человек.
Почему еврейскому народу была дана заповедь о том, чтобы чтить день субботний? Непочитание этого дня каралось смертной казнью. Если это просто день покоя, что тут особенного? Ветхозаветное представление о субботе невозможно понять, если не соотнести его с историей Нового Завета. В Новом Завете в пятницу Христос был распят на кресте. Вечером жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Иисуса с креста и положили Его во гробе. Всю Великую Субботу, особый день еврейского народа, Христос провел во гробе. Только пребывание Христа во гробе открывает тайну ветхозаветного субботствования. Христос, как истинный Бог, в этот момент пребывает в покое. Он не просто метафорически отказывается что-то делать. Он, как мертвый, по Своему человеческому телу, которое Он усвоил и соединился с ним неразрывно и навечно; Он умер по человечеству, лежит, пребывает в покое. Еще в глубокой древности, не зная, что произойдет, говорили о том, что будет суббота, когда Бог успокоится, обретет покой во гробе. Как древний человек мог говорить о той Великой Субботе? Это можно объяснить лишь тем, что Библия писалась Духом Святым. Только Дух Святой знал и провидел, что наступит этот день, и о нем свидетельствовал на страницах Священного Писания.
Какое же отношение почитания субботы имеет к нам, современным людям? Очень часто люди недоумевают, ведь Бог очень строго повелевал чтить субботу своему народу, а мы эту субботу не почитаем, стало быть, нарушаем прямую заповедь Божию. Христос умер и погребен во гробе и находился там весь субботний день. Каждый христианин вступает в Церковь через Таинство Крещения. В тот момент, когда совершается Крещение, человек погружается в купель, он погребается. По правилам Церкви человек должен погружаться, целиком уходить под воду. Это символизирует его заключение в недрах смерти, земли. Вода является символом или прообразом земной бездны, в которую погружается человек. Во время таинства Крещения читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, в котором говорится, что все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, крестились в Его смерть, спогреблись с Ним в момент нашего Крещения. В момент, когда человек погружается в воды купели, он разделяет со Христом Его гробницу, в которой Он находился в день субботний. Крещеные разделили со Христом Его погребение, субботнее пребывание во гробе. Это означает, что мы, христиане, умерли для этой жизни, потому что мы, как Христос, отказались от бытия в этом греховном, испорченном мире, в котором Бога не чтят, в мире, который Христа распял и продолжает распинать. Мы отказываемся от жизни в этом мире, поэтому крестимся, сраспинаемся и спогребаемся со Христом. Это наше почитание субботы. Вот о чем говорил Дух Святый, давая еврейскому народу повеление чтить день субботний. Мы все чтим этот день, потому что мы крещеные. Мы крестимся, почиваем, успокаиваемся от дел мира, мы не обязаны жить по законам, нормам и правилам этого мира. Мы выходим из купели и возвращаемся в этот мир. Мы должны жить по новому закону, данному Христом, по благодати, которую Он нам даровал в момент погружения в купель. Некоторые эту благодать чувствуют во время погружения, после погружения или очень долго потом. Были святые в Церкви, которым удалось сохранить ощущение благодати Крещения на всю жизнь. Каждый крещеный человек получает эту благодать и может жить по благодати, только, к сожалению, решимости жить по благодати не хватает: мешают привычки и страсти.
Чем, собственно, мир живет? Что больше всего волнует мир? Страх смерти. Люди боятся умирать, торопятся жить. Там, за неизвестной чертой, не будет тех радостей, которые есть здесь: радости общения с близкими, любви, семьи, славы, успеха, могущества и многого другого. Христианин знает, что он не может умереть, потому что уже умер – второй смерти для него не будет. К сожалению, верить в это до конца удается не всем христианам, и великая печаль для христиан в том, что мы снова подвергаем себя смертному страху. Сохранить себя на такой высоте мужественного бесстрашия перед лицом смерти, такой веры в Бога получается не всегда. Удержаться получается у очень немногих людей, но дар не бояться смерти, при случае не задумываясь отдать свою жизнь за исповедование имени Христова, за веру во Христа – такое бесстрашие в нас есть, в нужный момент оно просыпается и возрастает с удивительной силой благодаря благодатному дару. Мы обязаны великому сонму мучеников и исповедников, которых даровал XX век. Люди не боялись смерти, лагерей и, несмотря ни на что, исповедовали имя Иисуса Христа.
Мы возвращаемся к истории Ветхого Завета. И еще один очень интересный вопрос, который мы сегодня рассмотрим, — о рае. Во второй главе книги Бытия повествуется о том, что насадил Господь рай во Едеме. Подробно описывается географическое расположение, написано, что из рая истекало четыре реки, две из которых нам известны – Тигр и Евфрат. Но сейчас они текут не совсем так, как об этом сказано в Ветхом Завете. Мир пережил грехопадение, потом потоп; русла рек могли меняться. Очевидно, в том месте, где сейчас находится великая пустыня, ее не было. Раньше здесь была колыбель человечества в междуречье Тигра и Евфрата: первые поселения, первое земледелие, древнейшие города, орудия производства, ничего более древнего в других краях и материках света не обнаружено.
Что такое рай? Мы представить себе этого не можем. Христос, умирая на кресте, говорит разбойнику, который исповедовал Его Богом: «Ныне же будешь со Мною в раю» . Стало быть, рай – это не только сад, это особое состояние близости человека с Богом. Его материальность очень духовна, он весь проникнут духовностью. Представляете себе подвижника, который состоит из тела и крови, как и мы, но при этом он может не спать несколько дней, вкушает по одному сухарику раз в неделю, может молиться круглосуточно не прерываясь. Наше тело этого не выдержит, а его выдерживает, потому что оно одухотворенно, оно возвышенно, утонченно. Он как Ангел, едва весомый. Таким же можно представлять рай: он был не просто садом, дебелым, материальным, как рисуют в ультрапротестантских книжках, – он был духовным. Мы не можем дальше рассуждать о природе, у нас нет такой информации, мы можем только предполагать, что рай имел духовную природу. Важно подчеркнуть другое: за пределами этого рая, в котором жили первое время Адам и Ева, простиралась остальная земля, которая раем не была. Не вся земля была раем. Она была сотворена Богом, сияла в первозданной красоте, но это был не рай. Потом Адам был изгнан из рая в землю. Увидев эту землю, он плакал. Очевидно, она была лучше, чем пустыня, которая сейчас находится на том месте; возможно, она больше походила на джунгли, в которых нет осени и зимы и постоянно жизнь фонтанирует энергией бытия, на землю с тысячами видов растений и огромным количеством животных (не тот мир, который представляется в наших уральских лесах). Но джунгли — это не рай. Это сравнение помогает нам понять, что рай и окружающая земля не одно и то же. Адам не просто был поселен в рай, чтобы наслаждаться райской жизнью. Он должен был научиться в раю возделывать землю, должен был всю землю превратить в рай. Земля была красивой, а рай — место особого присутствия Бога, где материя была проникнута Его благодатью. Они ощущали Его постоянно. Выдержав испытание по послушанию Богу, они могли приобрести способность и силы идти дальше в мир и сделать из всего этого мира рай, весь мир пропитать божественным присутствием, привлечь туда благодать в молитвах, в движениях своей души, насытить его, научить весь мир. Адам этого сделать не смог, был изгнан из рая без благодати и сил одухотворять этот мир.
Христос призывает учеников проповедовать Евангелие всей твари, не только людям. Он направляет апостолов, посылает их на то дело, которое должен был исполнить Адам, но не исполнил. Он должен был принести весть о Боге, наполнить Духом Божиим окружающий мир, но сделать этого не смог. Мы знаем из опыта Церкви, что такое у некоторых людей получалось. Мы знаем Серафима Саровского, который принимал медведя, кормил его, и медведь его понимал. Герасим Иорданский говорил со львом, лев его понимал, вместо Герасима пас и водил на водопой его осла. Об этом говорит Христос: животные, как существа нейтральные и Бога познать неспособные, через молитву, слово, служение, разум человека могут одухотворяться, возвышаться, чтобы весь мир был наполнен Богом. И это будет в конце времени, когда Христос приведет весь мир к познанию Его.
 

Расшифровка: Наталья Маслова

Вернуться к списку

Оставьте комментарий