Продолжаем наши беседы по Первому Посланию апостола Павла к Коринфянам. Обратимся к его 9-й главе.
9-я глава представляет собой некую апологию самого апостола Павла, защиту того, что он делает перед лицом, очевидно, заочно или очно осуждающих его людей. Можно сказать, что это – слово о внутренней и внешней свободе апостола и очень вызывающее свидетельство о том, насколько он свободен, насколько не зависит от чьего-либо мнения. В конце это свидетельство о собственной свободе перетекает в свидетельство, что эта свобода нужна апостолу Павлу, чтобы как можно плодотворнее миссионерствовать, нести слово о Христе всем, кто в этом слове нуждается.
Разберем отрывок, в котором апостол свидетельствует о своей свободе. Надо суметь из Первого Послания апостола Павла к Коринфянам извлечь необходимую нам пользу, понять, что важно для нас, христиан, сегодня.
Итак, отрывок, начиная с 11-го стиха 9-й главы.
«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
Апостол Павел говорит о правиле, данном Самим Богом, об установлении, которое корнями уходит в Ветхий Завет. Как скажет потом апостол Павел известной фразой в Послании своем к Галатам: наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим. Да и здесь очевидно – апостол Павел говорит, что, хотя сам он не пользуется этим определением Божиим, но подчеркивает: все остальные апостолы, все другие проповедники, служители Слова именно так и поступают, то есть кормятся от того, что проповедуют Слово Божие.
Апостол Павел еще раньше указывает на слова Ветхого Завета: то сословие, колено Израилево, которое обязано было исполнять служение при скинии, а позже при храме, не имело иного источника дохода, кроме того, что люди приносили в храм. Это и традиция, и, как вновь и вновь апостол Павел подчеркивает, заповедь Божия.
И если он сам поступает иначе, это его собственное решение, его выбор; он подчеркивает это. Никто не обязан ему подражать, все остальные поступают так, как определил им Бог. А он, апостол Павел, решает жить несколько иначе, предлагает собственное решение этой проблемы: ничем не пользуется от служения своего, ничего не берет. Нет, конечно, берет, – но все собираемое отправляет страждущим, нищим в Иерусалим. Он специально даже назначает определенное количество собираемых продуктов, помощи, денег, чтобы все это переправить страждущим людям в Иерусалим, получив наказ Иакова не забывать родной город, тех людей, которые страждут в нем. Этот наказ он и исполняет неукоснительно, как мы видели, когда разбирали Книгу Деяний святых апостолов. А лично для себя он ничего не берет из того, что приносят ему люди, и это его собственный выбор.
Это надо уметь разделить. Павел – апостол, но ведь апостолы и Петр, и Иоанн Богослов. И все 12 или 70 тоже апостолы, и не меньше, в своем роде, чем апостол Павел, но почему-то очень часто об их образе жизни и об их служении словом забывается, а как образец поведения приводится только пример апостола Павла, хотя сам он подчеркивает, что не может являться примером.
Он – исключение из правил. Он сам, по своей воле, в силу данной ему благодати, распаляющей его ревности захотел сделать несколько иначе. И уж совсем неуместно приводить пример апостола Павла в качестве образца отношения к своему служению священника современного, как часто это делают люди, чем-то смущенные. Очень часто так делают разные сектантские организации, выставляя на вид, что, вот-де, православный священник берет деньги с прихожан и живет на эти деньги.
Вернуться к списку