О связи человека с Богом
Посвятим эту нашу лекцию патриарху Иосифу, одному из сыновей Иакова. Мы не будем подробно разбирать, что с ним происходило в земле египетской: нам важна не канва его судьбы, а его образ как прообраза Иисуса Христа. Это Церковь очень ясно свидетельствует во дни Страстной седмицы, когда именно на этот аспект обращает внимание членов церковного стада.
Иосиф – очень яркий, поэтичный, запоминающийся прообраз Иисуса Христа. Его история достаточно известна: он был старшим из двух сыновей Рахили, любимой жены Иакова, он вел себя по-особому. И, выделяя его среди прочих сыновей, отец сшил ему разноцветную одежду. Ему снились сны, что братья будут ему однажды поклоняться и отец ему поклонится. Он рассказывал свои сны, чем еще больше возбуждал зависть и даже ненависть своих братьев. Однажды братья были далеко в поле, и отец послал Иосифа посмотреть, как у них дела. Иосиф пошел к ним, а братья решили его убить. Слава Богу, до убийства не дошло – один из сыновей, Рувим, воспротивился этому. И когда рядом проходил караван купцов, братья продали его в рабство. Иосиф попал в Египет, где был продан на невольничьем рынке. Как красивый и молодой раб, он попал в дом богатого царедворца Потифара.
Дела Иосифа шли очень хорошо, поскольку Бога он не забывал. Он был поставлен управляющим имением хозяина-царедворца, Потифар ему во всем доверял и очень любил. Слуги слушались нового управляющего, и богатство дома Потифара преумножалось. Но жена Потифара воспылала страстью к прекрасному Иосифу и стала склонять его к незаконной связи. Иосиф отказывался, но жена, когда не было мужа дома, начала приставать к Иосифу, и тот убежал, оставив в руках ее свою одежду. Она подняла крик, будто он хотел совершить над ней насилие, и его бросили в темницу. Но и в темнице Бог был с ним, поскольку Иосиф Его не забывал.
В какое-то время начальник темницы все доверил Иосифу, и тот стал распределять пищу между заключенными. Все у него было ладно. В какое-то время от фараона в тюрьму были брошены два видных царедворца. Они видели сны. Иосиф растолковал сны тому и другому, и они сбылись – одному он сказал, что его казнят, другому – что будет возвращен в дворец фараона; так и получилось. И он попросил второго, чтобы тот замолвил за него словечко, так как Иосиф страдал ни за что. Разумеется, этот человек забыл про свое обещание.
Но через какое-то время фараон увидел сон, который не мог истолковать никто. И тогда виночерпий вспомнил, что есть такой человек в тюрьме, который умеет толковать сны. Иосифа приглашают во дворец, и он этот сон истолковывает. Фараон видит во сне, что пасутся на берегу семь настолько тучных коров, каких никто никогда не видел, а потом выходят семь тощих коров и толстых съедают. Иосиф так растолковал это: будет семь очень плодородных лет, когда хлеб будет в изобилии, какого еще никогда не было в Египте. А после изобилия наступят семь лет голода, которые съедят накопленный хлеб. И дал совет фараону, чтобы тот нашел очень мудрого мужа, могущего в годы изобилия запасти хлеб на годы голода. Фараон, не долго думая, назначил на эту должность Иосифа. Иосиф запасал хлеб, которого никто не ценил и не берег от избытка, и скопил огромные запасы. А когда наступили годы голода, стал продавать этот хлеб по большой цене. В короткое время весь народ египетский оказался без своих богатств, а потом без своих земель, а потом все оказались проданными в рабство самому фараону. Иосиф сумел накормить не только египетский народ, но и его соседа – свой собственный, семью отца. Патриарх Иаков перешел в Египет, когда Иосиф был вторым человеком в государстве после фараона.
Эта история – прообраз духовного дела, которое совершил Христос. Дух Святой через жизнь патриарха Иосифа свидетельствовал, что будет со Христом.
Иосиф продан в рабство язычникам своими братьями – Христос продан язычникам: Иуда Его продает за 30 сребренников, а попадает Христос к язычнику – Понтию Пилату, казнят Его язычники.
Иосифа продали в рабство, сняли с него разноцветную одежду, испачкали в крови убитого ягненка и отнесли эту кровавую одежду Иакову, ерничая: «Не одежда ли это твоего сына? Наверное, его растерзал дикий зверь», говоря не «одежда нашего брата», а «твоего сына», – отделяя себя от него. Иаков узнал одежду своего любимого сына и плакал всю жизнь. Патриарх Иаков думает о живом Иосифе, что тот мертв.
Апостолы – Церковь, те ученики, которым Христос был дорог, – плакали, думая, что Христос мертв. Они снимали Его с Креста, видели Его одежды, окровавленное Тело (как говорится в наших богослужебных книгах, раненое Тело Христа – это окровавленная одежда Его Плоти, за которой скрыто Божество). Они, видя земную оболочку Иисуса Христа, плачут, думая, что Он умер навсегда, а потом радуются, что Он Воскрес (мы по-настоящему не можем погрузиться в страх и ужас момента, когда они потеряли любимого Учителя).
Для Иакова явление Иосифа – что воскресение из мертвых. Он плачет, а на самом деле его сын жив.
Как Иосиф спасает братьев своих от голода, так и Христос спасает братьев Своих – даже когда Он умирает на Кресте, Он за них умирает. Так и Иосиф уходит в землю египетскую, продается в рабство, чтобы спасти этих братьев, и он их спасает.
Иосиф попадает в темницу и возносится из темницы на высоту. Даже фараон не знает, кого он возносит в свои ближайшие помощники. По сути дела, Иосиф не простой человек и по-мирски у него очень хорошее родословие. С точки зрения тех традиций и обычаев, Иосиф не простой раб, но никто не знает о его происхождении, а просто берут из темницы и возносят на высоту. Как Христос возносится на высоту Своего служения, на Крест, с которого простирает руки к Своему народу, чтобы его спасти от суда.
Христос Возносится к Своему Небесному Отцу. И именно Вознесение Его к Отцу – залог того, что Он дарует нам плоды Святого Духа. Один из даров Святого Духа – Евхаристия, которой мы все живы: все члены Церкви живут Евхаристией. Если бы Он не Вознесся к Отцу, то мы не смогли бы причащаться. Он говорит: восхожу к Отцу, и если не взойду туда, откуда пришел, то не можете получить то, что дарует вам жизнь. Но и Иосиф возносится на высоту, чтобы оттуда раздавать пищу, он возносится и садится одесную фараона. А мы говорим, что Христос сел одесную Отца.
Перстень, который фараон дает на руку Иосифа, говорит, что он всем может распоряжаться в доме фараона. Это и есть абсолютная власть: у фараона только престол выше, а власть Иосифа такая же, как и у фараона. И Христос говорит, что все Мне предано Отцом Моим – все, что имеет Отец, принадлежит Мне. Иосиф прообразует полноту власти, которую получит Христос.
Когда Иосиф проверяет братьев, они не узнают его, не зная, что под египетской одеждой скрывается их брат. Братья не поняли, что он тот, кто их должен спасти. Так и еврейский народ не узнал под скромной одеждой простого еврейского поселянина Мессию – Того, Кто их спасет. Иосиф смирил себя, стал во всем подобен той среде, в которой находился. Иисус Христос после Крещения духом возводится в пустыню, где выдерживает борьбу с сатаной и побеждает.
Иосиф не искушается. Этим своим качеством он больше всего прообразует Христа. В лице жены хозяина к нему подступил сатана, и Иосиф отверг его искушения, оставшись чистым, прекрасным, верным Богу. И Христос в пустыне, отвергая искушения дьявола, отстаивает Свою Человеческую свободу и независимость от греха.
Всей своей жизнью Иосиф прообразует высоту, которая явится в жизни Иисуса Христа. Для нас главное, что Иосиф претерпел, он был в чужой земле, был рабом, ему было трудно, он был среди чужой религиозной среды, но, находясь там во тьме, сохранил веру – упование на Бога, и Бог именно потому с ним был повсюду, что Иосиф во всех движениях своей души от Бога никогда не откреплялся. Так и Христос в земном Воплощении, находясь во тьме, употребляет всю Свою волю и силу, чтобы не оторваться от Духа.
Для нас важно, что раз такое противостояние искушениям возможно Иосифу, то и мы, в какой бы тьме ни находились, среди кого бы ни были, везде можем сохранить нашу связь с Богом – она зависит от нас, она возможна. Если она была возможна Иосифу до Пришествия в мир Христа, то тем более возможна нам.