Сегодня мы поговорим о потомстве патриарха Авраама. Перед смертью Авраам благословил сына своего Исаака. Казалось бы, ничего особенного в этом нет – Авраам благословляет своего единственного сына, рожденного от законной жены. Но мы знаем, что Исаак мог благословить только одного из двух сыновей: под словом «благословение» понимается нечто большее. С патриарха Авраама начинается тот израильский народ, который сохраняет свое бытие до Пришествия Иисуса Христа.
Христос приходит в среду израильского народа, и тогда Церковь начинает писать Евангелие, в котором вспоминает Его родословие. Церковь говорит о предках Иисуса Христа по Плоти. Свидетельство об этом родословии читается в Неделю пред Рождеством Христовым. Каждый из упоминаемых в нем людей получал благословение своего отца служить продолжателем традиции Авраама, продолжателем веры, которую он явил. И эту традицию веры потомок Авраама должен был пронести через всю свою жизнь, передать какому-то из своих наследников. Долгие годы чистое семя, чистая плотская человеческая среда должны были служить Воплощению Божию и готовились Самим Промыслом Божиим. Род Авраама состоял из людей, которые хранили традицию веры, передавали ее своим потомкам и донесли, в конце концов, до времени Воплощения Иисуса Христа. Это были поколения праведников. Потому мы и поминаем на службах каждого из них поименно. Но это не праведники в нашем обычном смысле слова.
Это не нравственно безукоризненные, безупречные люди, совершенные по своим морально-нравственным качествам. Нет. Например, среди праотцев (предков Иисуса Христа по Плоти) упоминается женщина Раав, нееврейского происхождения, блудница из города Иерихона. Интересна ее история. Когда она увидела израильский народ, то сердцем своим уверовала, что этот народ идет с Богом и Бог действительно отдаст эту землю израильскому народу, и, по вере своей, решила помочь двум израильтянам, которым угрожала опасность. За это ей сохранили жизнь, она не была уничтожена, как все остальные жители Иерихона. Впоследствии она вышла замуж за израильтянина, среди его потомков были Иессей, Давид и остальные предки Иисуса Христа по Плоти. Она – блудница; единственное качество, которое сделало ее достойной быть праматерью Иисуса Христа, – это вера в Бога. Благодаря этой вере она стала праведницей и названа праведницей. И действительно, мы слышим, как Священное Писание свидетельствует об Аврааме: «Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность» – на самом деле человек оправдывается не нравственностью, не хорошими или плохими поступками – в первую очередь он оправдывается верой. Если человек верит, само состояние веры вменяется ему в праведность.
Возьмем, например, царя Давида. С точки зрения обычной человеческой нравственности он далеко не безупречен. Он совершил тяжкий грех, прелюбодействовал и, чтобы скрыть этот грех, послал на верную смерть мужа любовницы. Он убивает невинного человека, ему лично преданного, берет в жены его жену, совершая двойной грех. Но, обличаемый пророком, он в сокрушении падает перед Богом на колени, кается, смиряется и сохраняет мир с Богом. Давид немощен, как и всякий человек, по своей природе, но даже в немощи он сохраняет веру, свой трепет перед Богом. Дальше, когда мы с вами будем беседовать о книгах Царств, мы увидим, например, что его предшественник, отступив от Бога, закрылся от Него, не захотел признавать своей вины, не захотел каяться, потому что не был праведным – не верил в Бога.
Вера – это особое состояние души, трепещущей перед Богом; не молчаливое или словесное признание, что Бог есть – наша жизнь от наших словесных признаний не очень-то зависит. Человек думает: «я сам хозяин своей жизни, я распоряжаюсь, куда мне пойти и что делать, я – настоящий источник движений моей души, моих поступков, моей жизни, и отвечаю только перед собой». Но про такую веру будет сказано апостолом Иаковом в его Послании, что и бесы веруют и трепещут, но считаться верующими и праведными не могут.
Так вот, та вера, которая делает человека праведным, та, которую смог передать Авраам своему сыну Исааку, а Исаак своему сыну Иакову и далее, вера, которая передавалась из поколения в поколение, – это состояние человека, который понимает, что все в его жизни зависит от Бога и управляется Им. И такой человек сам трепещет перед Богом, надеется и уповает во всем на помощь, милость и защиту Божию. И эти упование и трепет перед Богом и есть выражение веры. И она действительно вменяется человеку в праведность, даже если он совершает иногда, по немощи человеческой, какие-то проступки и ошибки. В конце концов, и Адам, по толкованию святых отцов, мог изменить свою участь, если бы, когда явился к нему Бог и спросил: «Что ты сделал, Адам?», – осудил бы себя, а не Бога обвинил в том, что с ним произошло. Вот такой веры и ждет от нас Бог.
Авраам засвидетельствовал свою веру теми великими поступками и делами, о которых мы уже говорили. Он пошел в земли, о которых ничего не знал, он двадцать пять лет ждал сына, которого Бог ему обещал, и все эти годы не роптал, сохраняя веру в Бога. Он ради любви Бога готов был принести в жертву собственного сына. Он засвидетельствовал свою веру, и это свидетельство в вере привело к тому, что он стал родоначальником целого народа. У него рождается сын Исаак, который тоже засвидетельствовал свою веру. По крайней мере, мы видим это, когда он, будучи четырнадцатилетним отроком, доверяет Богу, доверяет отцу и не сопротивляется тому, что Авраам хочет принести его в жертву Богу. Этим Исаак показывает, что все его существо трепещет перед Богом. И Авраам, умирая, благословляет его.
Благословение, которое получил Авраам от Бога, заключается в том, что среди потомков Авраама родится Спаситель мира.
Благословение, которым благословляет патриарх своих потомков, есть не только благословение, предполагающее обладание каким-то имуществом, или пожелание хорошей, благой жизни, как это имеем в виду мы, желая чего-то детям или собираясь отходить в мир иной. Тут нечто иное. Благословение, которым благословляют патриархи своих потомков, есть преемственность духовная, передача дара Святого Духа, некоторой силы Божией – самой веры. Этим благословением передается вера, пребывание Духа с человеком, которым вера утверждается, животворит род этого человека, через которую род становится способным сохранять веру из поколения в поколение. Как говорит апостол Павел, вера есть тоже дар Бога и плоть Святого Духа в нас, стало быть, вера сохраняется в нас силой Святого Духа. Мы проносим эту веру через всю нашу жизнь не своей же силою, а потому, что Дух Святой споспешествует нам в наших немощах, очищает, защищает, покрывает, вдохновляет, укрепляет нас, чтобы мы жили в согласии с верой. Если бы Дух Святой в какой-то момент отошел от нас, наша вера бы иссякла, изнемогла: Источник всего доброго в нас, в том числе и веры, это Бог; все благое, что созидается в нас, есть плод Духа Святого, нужна лишь наша готовность, способность, желание претерпеть то, что велит, на что вдохновляет нас Святой Дух. Поэтому, чтобы сохранять эту веру в обетованное Пришествие Спасителя из рода в род, из поколения в поколение, несомненно, нужен дар Святого Духа. Благословением дар Святого Духа и передается, а с ним передается способность сохранять веру среди всех искушений, способность животворить этой верой окружающую жизнь. Такое благословение дарует способность из поколения в поколение уже индивидуально сохранять эту особую веру. И, в конце концов, приводит к той великой вере, в которой жили Дева Мария, Иосиф Обручник. Без такой веры Воплощение Сына Божия было бы невозможным. В этом суть благословения, которым благословляет Авраам своего сына. И Исаак в свою очередь будет благословлять своего сына, а тот в свою очередь своего.
Но наследовать благословение может только один сын, из множества сынов только по одной линии может состояться Воплощение Спасителя мира. В Библии нет особых свидетельств, как потом, из поколения в поколение, из рода в род, от отца к сыну передается это благословение, она как бы покрывает это молчанием, тайной, хотя, несомненно все это было – не будь этого, апостолы не смогли бы восстановить родословную Иисуса Христа: смысл этого родословия в том виде, в котором оно до нас дошло, в свидетельстве того, что благословение было. Библия очень подробно и внимательно рассматривает благословение именно первых потомков Авраама, чтобы люди, читающие ее, вникающие в тайну общения Бога и человека, узрели нечто чрезвычайно важное. Вот об этом мы и поговорим.
Аврааму было не сложно благословить Исаака, он – один сын, засвидетельствовавший свою веру. Но у самого Исаака рождается два сына, близнеца. Они очень отличаются друг от друга и внешне, и внутренне. Один считается старшим, а другой младшим. Старший зовется Исавом, меньший Иаковом. Кому же отец передаст благословение? Ведь только один может получить этот духовный дар, плодом которого будет Рождение Спасителя мира. Исаак к этому подходит достаточно просто, он не сомневается: благословение должен принять старший. Но Промысел Божий действует иначе, Бог избирает иначе. И понять, почему один избирается, а другой нет, нам очень важно. Как говорится в Библии, Бог Иакова возлюбил, а Исава возненавидел. Почему, за что? У Бога нет лицеприятия, Исав ничего плохого не сделал, он не Каин, который убил своего брата, внешне его жизнь не ведет ни к каким большим грехам, она вполне естественна по-человечески. Почему же Бог его возненавидел? Это объясняется позже, а пока мы не знаем, как будут складываться взаимоотношения братьев и их взаимоотношения с отцом.
Исаак стареет. Он, очевидно, очень любил старшего сына. Старший был рослый, косматый, настоящий мужчина, который все умеет, у которого все получается. Он был замечательным охотником, ничего не боялся, приносил много добычи, кормил себя, отца. Исаак очень любил кушанья, которые готовил ему Исав, он любил пищу, дичь, которую приносил ему Исав, – и больше никто другой такую дичь принести и так приготовить ее не мог; получается, он любил своего сына, потому что тот умел его ублажить. А Иаков был, как бы мы сказали, маменькиным сыночком. Всегда жил в шатрах, всегда около мамы, мужское начало в нем сильно не проявлялось, он был слишком спокойным, слишком тихим, слишком задумчивым, и Исаак его не любил. Он считал, что этот сын не сможет утвердиться в жизни, не сможет себя реализовать, а на Исава можно было положиться.
Но однажды Исав прибегает с охоты взмыленный, уставший и, как всякий мужчина в подобной ситуации, ужасно голодный: ни думать, ни говорить, ни общаться с кем-то он не может, пока не насытится. Иаков в это время спокойно варит чечевичную похлебку. Это не было специально подстроено, он просто в это время готовил пищу. Исав видит то, что готовит Иаков; не сказать, что это вкусная еда, но он ужасно хочет есть и говорит: «Дай мне скорее то, что ты готовишь». Иаков говорит: «Хорошо, только отдай мне сначала свое первородство». Исав говорит: «Я умираю с голоду, что толку мне от моего первородства?»
И отдает.
Этот момент очень важен, он показывает внутреннее состояние братьев. Исаву все равно; первородство в данном случае, по мысли братьев и отца, означало, что тот, кто раньше родился, и получит то самое благословение возглавить род, в котором родится Спаситель мира.
И вот Исав говорит, что ему, в принципе, все равно – ему неважно, для него не важны духовные потребности и размышления, для него жизнь в этом мире гораздо важнее, она для него насущна, он думает о сегодняшнем дне, о телесном своем бытии. А Иаков напряженно всматривается в будущее. Он думает, как бы ему получить благословение. Речь идет, конечно, не об имуществе: отречение Исава, с юридической точки зрения, ничего не значит, оба они понимают, что не случись то, что в конце концов случилось, они бы не пришли к отцу и не стали бы спорить, кто из них что сказал когда-то в порыве каких-то страстей. Это никакого воздействия на Исаака не оказало бы, он благословил бы своего старшего сына, просто считая, что так надо делать, и просто любя Исава.
Речь идет не о разделе имущества, оба получили бы вполне равноценные части. Вся интрига в том (и Библия именно поэтому и показывает эту историю с чечевичной похлебкой), что Иакову важно получить это благословение, он очень хочет сделать то, что от него зависит, чтобы действительно в его колене родился Спаситель мира. А Исаву это действительно внутренне не важно, он не беспокоится об этом, он, даже не задумываясь, легко от этого отрекается. И этот момент важен: он помогает понять их внутреннюю жизнь.
Вернуться к списку