Вернуться к списку

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Открыть видео
Открыть аудио
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Во внимание к усердным миссионерским трудам иерей Константин Корепанов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга, духовник Екатеринбургской духовной семинарии, награжден орденом Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Аксиос!

Предлагаем вашему вниманию запись награждения отца Константина и его проповедь на праздничной архиерейской Божественной литургии в День Святой Троицы в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.

Трансляцию Богослужения проводил телеканал «Союз».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня – день Святой Пятидесятницы, день Святой Троицы, и вспоминается схождение Святого Духа на апостолов. Это удивительный день, удивительное событие, и мы никак не можем по-настоящему проникнуться тем чудом, той славой дня, когда на апостолов сошёл Дух Святой. Отчасти это особое действие промысла Божия, ведь всё христианство — вокруг Христа, и, в первую очередь, нас интересует, нас влечет Христос. Мы к Нему приходим, Его ищем, о Нём читаем, Им живём — Христос есть наше всё. И в Евангелии написано о Христе, но, как говорит сам Христос: «Я для того пришёл и умер, и ухожу к Отцу, чтобы Он послал вам Утешителя, Духа Святого, Который научит вас всему». Само действие Иисуса Христа, промысл домостроительства спасения, состоит в том, чтобы сделать всё необходимое, что поможет человеку соединиться с Богом в Духе Святом. Таким образом, получается, что Христос совершил важнейшее, главное дело спасения человека; но само спасение – в том, чтобы к нам пришёл Дух Святой, чтобы на нас сошла эта благодать, чтобы мы стали живыми в Боге, чтобы мы попали в объятия Отца, чтобы в Духе Святом мы нашли Отца, призвали Его, соединились с Ним и нашли в этом полноту всех даров, которые существуют в этом бытии.

Мы живём с верой во Христа, чтобы к нам пришёл Дух Святой, и поэтому так странно, как бы двойственно, действие христианской жизни: всё, что от нас требуется – это верить во Христа, слушаться Христа, исполнять Его заповеди – но, с другой стороны, этим же самым действием нашей жизни будет стяжание Святого Духа. Как сказал об этом преподобный Серафим Саровский, говоря с Мотовиловым о цели христианской жизни: эта цель и состоит в том, чтобы мы стяжали благодать Святого Духа, чтобы мы соединились с Богом в Духе, но необходимым условием этого является вера во Христа и послушание Христу. Каждый христианин, уверовавший во Христа, как мы читаем об этом в Книге Деяний святых апостолов, получал эту удивительную благодать жизни, становился святым, жил в Боге, был сыном Божьим; – мы видим те удивительные дары, чудеса благодати, которые явились на первых учениках: как они проводили жизнь, как они верили, любили, что они могли, какое изобилие даров излилось на них. Почему же с нами этого не происходит? Почему мы унылы, слабы, малодушны? Почему мы не чувствуем в себе этой самой благодати жизни?

Потому что не верим. Вера во Христа является условием, единственным условием, которое низводит на человека благодать Святого Духа. Надо верить во Христа.

Ну как же, – мы же верим во Христа! Мы же здесь стоим – мы верим!

Но верить во Христа – значит слушать то, что Он велел исполнять, – это и есть вера: как же можно веровать и не делать того, чему учил Христос? Если Он Бог, мы должны Его слушаться; если Он Учитель – мы должны прислушиваться к Его заповедям; если Он Спаситель – мы должны за Ним идти. Мы должны подражать Его жизни и исполнять Его слово. Разве мы делаем это? Нет. Значит, мы не веруем во Христа!

Нет, мы – верующие во Христа, только наша вера никуда не идёт дальше признания того, что «Бог пришёл меня спасти». Это – всё, что осталось от нашей веры. Мы не верим в то, что Бог, говоря: «Делай так! Не суди! Прощай! Люби врагов! Молись за обижающих тебя!» – Он, сказав это, предполагал, что человек будет это делать, — и тогда, несомненно, он обретёт вспомоществующую благодать. Но мы не делаем, и потому ничего не обретаем.

Но если мы не делаем – и, тем не менее, надеемся на то, что Бог пришёл в мир, чтобы меня, грешника, спасти, что Он — единственный источник моей надежды на спасение, грядущей и актуальной милости Его здесь и сейчас, и на Страшном Суде – то даже за такую немощную веру Бог, несомненно, даёт нам всем ещё в Крещении благодать Святого Духа. Оно семенем Жизни лежит под спудом наших страстей, грехов, неверия, сомнения, злобы, ненависти и прочего. Там, внутри нас, есть семя Жизни. Мы не можем принести плоды Святого Духа, как к тому призывает апостол Павел, потому что не верим и не можем осуществить то, что должны были сделать, если бы поверили. Но Дух есть Дух жизни, и эта жизнь жительствует в недрах нашего сердца, живёт там, укрепляя нас хотя бы в немощах наших, укрепляя нас в страданиях наших, позволяя нам среди неверующего, злобствующего, воинствующего, безбожного мира всё же сохранять веру, милосердие и надежду на милосердие нашего Бога. Если мы среди страшных обстоятельств уповаем на Бога и знаем, что Он не оставит нас, то это – плод Святого Духа в нашем сердце, – не такой плод, который мы могли бы принести, будь мы тем, кем должны были быть, не такой плод, какой принесли целитель Пантелеимон или Сергий Радонежский, или Серафим Саровский; но это – плод, маленькая, крошечная ягодка на бывшем сухом стволе нашей жизни, и она дорогого стоит, потому что мы всё-таки вместили это семя Жизни; закваска брошена в наше сердце.

Если мы сохраним упование на Бога, непоколебимую надежду, что Он есть Милость и Любовь, Которая пришла помиловать и любить – то так оно и будет с нами. И мы обретём милость и любовь Божию в день, когда встанем перед Ним на Суд, потому что мы веровали и страдали вместе с Ним и в Нём, перенося скорби нашей жизни, но не теряя веры и надежды на Него: как цветочек – маленький, хрупкий, но зелёный цветочек, о котором свидетельствует зелень и цветы каждого храма в этот день. Этот зелёный цветочек пробивает толщу бетона, толщу асфальта, – разрывает его и прозябает. Это не цветущий луг, это не райский сад, это – всего лишь один цветочек. Но жизнь, брошенная Богом в наше сердце, сильнее этого цветка; и, как цветок пробил асфальт, – так пробьёт семя Жизни и каменность наших сердец, и малодушие нашей веры, и злобу нашего сердца, — всё это Жизнь преодолеет, и мы в день Страшного Суда узнаем радостную и блаженную весть: что и мы тоже живы, что мы тоже во Христе – а, значит, смерти для нас нет. Аминь.

Записала Елена Плотникова.

Вернуться к списку