Открыть видео
Открыть аудио
91-я лекция священника Константина Корепанова из цикла «Беседы по Исааку Сирину». В ней отец Константин продолжает комментировать слово 60-е преподобного из его книги «Слова подвижнические».
Слово 60. О различных способах брани, какую диавол ведет с шествующими путем тесным, превысшим мира.
О втором способе дьявольских браней. Продолжение начатого в прошлых двух лекциях разговора о ступенях брани подвижника с врагом.
0:00 — О способах дьявольских браней. Первый способ отец Константин разбирал в предыдущих двух лекциях. Этот способ касался преимущественно новоначальных христиан (нас всех), которые христианами быть хотят, но подвига — не приемлют. Эта первая брань попущена Богом христианам, чтобы каждый из них осознал, что легкомысленно он Богу служить не сможет. Победивший в этой брани христианин приобретает терпение.
01:35 — Преамбула к описанию второго способа дьявольских браней. Эта брань для тех, кто имеет ревность в духовной жизни. Имеющий ревность ничего не боится и готов идти за Богом, таких лукавый дух не трогает.
08:08 — Две причины, по которым лукавый дух не трогает неофитов. Первая — он знает, что это бесполезно, потому что в таком состоянии подвижник окружен благодатью Божией и не испугается его искушений. Вторая причина — дьявол не боится горячего подвижника, а просто ждет, когда в нем разовьется самомнение. Не ощущая препятствий для своего подвига, подвижник начинает сравнивать себя с другими и мнить о себе.
18:04 — Сравнение себя с другими — причина нашего уныния или превозношения. Видя, что подвижник потерял простоту души и развил самомнение, дьявол начинает с ним брань второго уровня.
25:58 — Начало брани второго уровня. Начинается всё с того, что мнение подвижника о своих трудах умаляет помогающую ему благодать, и подвижник начинает уставать от своих трудов. Отец Константин описывает процесс постепенной утраты первоначальной ревности в случае, когда подвижник начинает делать себе поблажки (вначале — самые безобидные).
37:22 — О сластолюбии и любви к покою. Если подвижник в какой-то решительный момент своей жизни, находясь на пределе своих психофизических сил, не отринет эти искушения, то будет пойман сатаной. Пример искушения Иисуса Христа в пустыне. Сверхъестественная сила вселяется в человека только тогда, когда он доходит до предела своих естественных сил, но готов идти за Богом до конца. Стоит только пожалеть себя и поддаться соблазну, то духовная жизнь перестает развиваться или вообще заканчивается.
42:58 — О человеке, оставившем свой подвиг (оступился на втором уровне брани с лукавым духом) и потерял ревность. Это попускается человеку по его самомнению. Если бывший подвижник не отчаивается и врагом Божиим не становится, значит, Богом он не оставлен, может прийти в себя и возвратиться к Отцу. Вся проблема только в том, чтобы смириться.
51:37 — О ревности. Ревность — это внутренний огонь всякого подвига. Не подвиг важен Богу, и не подвиг помогает человеку. Важна ревность, побуждающая человека нести этот подвиг. Ожившая в благодати Святаго Духа душа человеческая проявляет себя в ревности, то есть в стремлении что-то сделать для Бога. Теряется этот огонь из-за самомнения и нерадения. Его нельзя терять, ведь самостоятельно его потом разжечь не получится, будешь жить в пустоте долго и долго, пока Бог вновь не оживит твоё сердце. Но это уже от тебя не зависит.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/eqWx_Tdjs5k
Аудиозапись лекции целиком: https://disk.yandex.ru/d/x-bx9dKNE9iBTQ
или по частям в плейлисте https://vk.com/music/playlist/-156269624_41_0040f7a0b..
Видеозапись от 5 июня 2022 года.
Автор: Константин Корепанов
Видеосъемка: Андрей Серафимович
Монтаж: Екатерина Троенко
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»