Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 5-й седмицы по Пасхе (26.05.2022).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в евангельском чтении притчу Иисуса Христа, фрагмент из которой мы слышим каждый раз, когда празднуем память какого-нибудь святителя, управляющего Церковью Божией. Притча передаёт суть того, как Бог воздействует на человека. Господь есть Пастырь, Его влияние на человека оказывается прямым и непосредственным, без употребления всякого насилия. Он просто произносит слово, и человек, знающий своего Бога, идёт за Ним туда, куда идёт Пастырь. Христос указывает на то, что связь между Богом и человеком органична; так ребёнок узнаёт голос своего отца: он ещё младенец, ему нет и полугода, а он слышит голос своего отца, — не видит его, только слышит и радостно трепещет, потому что он знает этот голос; он не понимает, что такое отец, какой у него отец: пьяный, не пьяный, дурак, бандит – он знает, что это – отец, и реагирует на голос, на зов – это очень глубокое переживание. Он очень скучает, тоскует, когда не слышит этого голоса, не видит возлюбленного лика. Точно так же он реагирует на голос матери. Христос указывает, что связь между человеком и его Богом должна быть такая: Бог сказал – человек услышал, откликнулся — и пошёл. Его могут связывать разные обстоятельства, страсти, но сердцем он рвётся к Богу, потому что это – Голос, который он готов слушать вечно, за которым он хочет бежать, даже если бежать не может.
Такую картину рисует нам Господь Своей притчей. И мы все реагируем на нашего Бога именно так. Нас, на самом деле, никто не убеждал приходить в Церковь. Многих убеждали – но они не пришли. Мы потянулись в храм сами, кто-то – в детстве, кто-то – в подростковом возрасте, кто-то – в юности, кто-то – в зрелости, а кто-то – в старости, но именно потому, что его сюда «потянуло», и потянуло со страшной силой сюда, в храм, к Богу. Он открыл первую книгу, попавшую под руку, – может, это было Евангелие, — а может, книга какого– нибудь святого отца; может, это была брошюрка для крещаемых, — но человек впился в ее строки, чтобы слышать что-нибудь о Боге, потому что сердце его позвало к Нему – и он пошёл. Когда он пошёл, потом, конечно, много зависит от того, что у нас на душе, но это стремление, этот отклик на голос, на призыв Божий, – в том, что мы узнали в Боге нечто родное, сродственное нам. Это невозможно отменить, невозможно перечеркнуть, и потому веру в человеке убить невозможно, как невозможно моему сыну перестать быть моим сыном. Можно убить и меня, и его, но мы останемся отцом и сыном бесконечные веки веков, – так и человек с возлюбившим его Богом – он навсегда останется с Ним в родственных отношениях: можно распять его Бога, можно разрушить храм, можно сжечь всё Священное Писание, можно уничтожить человека – но он останется слышащим голос Божий и рвущимся всем сердцем на этот голос. Вот про эти отношения говорит Христос.
Что делаем мы? У нас есть ребёнок, но он не идёт в храм. Мы говорим: «Ты что сидишь – дурак, что ли? Иди в храм, там хорошо, там замечательно! Там запах ладана, там – батюшка очень добрый, очень умный, очень красиво хор поёт – иди туда!» Что это такое? Это ко мне привели ребёнка и сказали: «Смотри, это – твой сын!» Я говорю: «Чего ради? Он меня не знает, я его не знаю.» Я спрашиваю его: «Ты меня знаешь?» «Нет.» «Ты хочешь со мной быть?» «Нет» «А зачем ты ко мне пришёл?» Вот так мы пытаемся силой затащить человека к Богу, отношения с Которым определяются только родством, только влечением сердца – и больше ничем. Всю жизнь мы стараемся кого-то затащить куда-то, и Христос говорит про это, обличая фарисеев: «Вы, – говорит, – обходите полмира, чтобы затащить кого-нибудь к себе в веру, и делаете его ещё хуже, чем сами, потому что вы не знаете Отца, – и его делаете незнающим Отца.» Вы зачем сюда пришли? Для того, чтобы жить у ног своего Бога – так и живите! Какая вам разница – придут они, или не придут? Когда надо – тогда и придут – когда Бог их позовёт. Но если вы смотрите на них, а не на Бога, – значит, вы не знаете Его, значит, Он не Отец вам, и вы пришли сюда просто для того, чтобы замолить грехи или получить чудо, или просто найти с ними себя, потому что больше нигде себя найти не можете!
Мы здесь находим Бога – или не находим Бога, — и лжём всем, что мы Его нашли. Но если мы нашли здесь Бога, сердце наше обретает покой. Бог знает Своих, и кто Его – того Он позовёт. А кто не Его – он всё равно с Ним не сможет быть, он убежит, потому что здесь – не его стадо, и не его Пастырь, и не его Отец: на это же всё сердце откликается, — а мы все вербуем в религию, как вербуем в какую-нибудь секту: только бы затащить, заманить, утвердить; только бы, правдой или неправдой, причастить кого-нибудь, крестить кого-нибудь. Будет он потом жить по Христу, не будет он жить, возлюбит он Бога или не возлюбит – нам какое дело: лишь бы он был здесь, и хочется, чтобы он был там. Но ведь Царство Божие – это любовь к Отцу; вы поймите: не любовь Бога к нам, а любовь наша к Богу. Это нельзя заставить сделать, этому нельзя научить: любовь либо есть – либо её нет; либо она родилась в сердце человека, — но если же она не родилась, то никакими силами вы не насадите, никаким калёным железом вы её не возжжёте; вы можете осыпать его горами золота на миллиарды, дать ему тысячелетнее здоровье, какое было у Каина, – но он не будет любить Бога, потому что не хочет Его любить. Царство Божие – это не просто жить где-то в раю, где прекрасные кущи и ходят чудесные звери. Царство Божие — это наша любовь к Богу, именно это мы потеряли. Мы не любовь Божию потеряли, Он никогда не переставал нас любить; мы потеряли свою любовь к Богу, и она никаким образом, никакими вещами, кроме наших собственных движений души, не родится. Сердце либо любит – либо нет, и важно понять, что невозможно силой заставить любить Бога и чем-то принудить его к этому, или убедить его в этом, или каким-то образом заманить его к любви. Любовь должна родиться в сердце человека, — и, когда она родится, он сам побежит к Богу. Но тем, что мы всё время смотрим не на Бога, что мы здесь не нашли покоя, мы здесь пришли к Богу, – а сердце наше там, где наши близкие, где наша работа, где наши друзья – о них всё печёмся – это всё говорит о том, что мы не нашли Бога. Мы просто пришли – а сердце наше далеко от Бога, оно не любит Его, не доверяет Ему. Ведь если бы мы знали Бога, мы бы знали, что Бог хочет всем спастись и в разум истинный придти. Он больше нас ищет спасения каждого человека. Если есть хоть какая-то возможность спасти человека, Он его непременно спасёт. Но спасение в том и состоит, чтобы человек возлюбил Бога, а не Бог человека. Бог и так всё делает в жизни всех на земле людей, от последнего полинезийца до какого-нибудь американского миллиардера, – всё делает, чтобы спасти человека, чтобы человек этот никогда не знал, что значит смерть по существу: невыносимее и страшнее этого нет ничего, и быть ничего не может. Бог не желает этого бесконечного непереносимого ужаса никому из сотворённых Им людей. Если бы Он мог спасти всех, Он бы спас; но любить Его или не любить – зависит от человека. Бог и окружает и делает жизнь человека такой, чтобы человек, наконец, возлюбил своего Бога, проснулась бы его душа, услышал бы голос Божий и устремился бы к Богу. Но если мы пришли в Церковь и здесь ничего не нашли, если нам не хорошо здесь сидеть у ног своего Бога, то не надо себя обманывать: мы ничего ещё не познали, мы сами ещё во тьме, и Бога своего не знаем – и потому помочь ближнему не можем. Мы только укоряем, злословим, обижаем, гневаемся, раздражаемся и всяческим образом отталкиваем любовь, всякую возможность прийти к Богу.
Надо найти здесь мир, держать его внутри себя, от всего сердца сказать: «Господи! Я благодарю Тебя за всё, что Ты делаешь для людей, спасая их из самых невыносимых ситуаций! Будь имя Твоё благословенно!» И когда человек стяжет мир, тогда и люди увидят в нём Христа, и услышат голос Христа через уста этого человека и потянутся на эти слова, потому что в сердце вашем будет жить и говорить Христос. А творение Божие, в каком бы ужасном состоянии оно ни было, чает только одного: услышать голос, зовущий его к Богу. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/LxIbwqzZABs
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/QH9blGMIU1GROg