Вернуться к списку

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Открыть аудио

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Прошлогодняя (от 21 февраля 2021 года) проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю о мытаре и фарисее на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе.
Проповедь иерея Константина Корепанова
на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе
21 февраля 2021 года. Неделя о мытаре и фарисее:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня вы слышали притчу о мытаре и фарисее, притчу, с которой начинается круг великопостных чтений. Церковь настраивает нас на правильное великопостное покаянное настроение. Притча коротенькая, и все её хорошо знают. И все её хорошо и радостно осуществляют в своей жизни. Ибо все мы приходим в храм так же, как этот фарисей, и говорим: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я не такой грешник, как все люди на этой земле; благодарю Тебя за то, что я читаю Священное Писание, за то, что я молюсь, за то, что я пощусь: соблюдаю и среду, и пятницу, и даже долгие посты; за то, что не ем всякой ерунды с какими-то знаками, печатями, буквами, цифрами, за то, что я ношу платок или за то, что я хожу в расшитой рубахе. Благодарю Тебя, Господи, за то, что я знаю праздники или за то, что я знаю устав, за то, что я могу служить Тебе или за то, что я могу ходить каждое воскресение в храм, и даже на всенощное бдение, на помазание. Благодарю Тебя, Господи, за то, что я не такой, как прочие грешники. И даже могу сказать искренне, от всей души: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я не такой фарисей, как все прочие фарисеи, собравшиеся в этом храме».

Мы всегда сможем что-нибудь сделать так, как это делает фарисей, ибо все мы, собравшиеся здесь, недугуем той же самой болезнью, которой болеет этот фарисей.

А мытарь стоял при входе в храм и не смел глаза поднять, ибо грехи его обличали его. И он знал, по совести своей знал, что не место ему в этом храме, что нечего ему тут делать, но идти-то больше — некуда. Здесь — дом, в котором он должен был бы жить, если бы не был он мытарем. Здесь — Отец, который принял бы его, но он же — грешник. Здесь — любовь Божия, которая очистила его грехи, но разве можно очистить всю мерзость в которой он живёт? И он не может поднять глаз от стыда, и только с рыданиями бьёт себя в грудь и говорит: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это — состояние подлинно смирившегося человека, или, — по крайней мере, — смиряющегося человека. Но мы слышим из года в год эту притчу, и снова и снова приходим в храм и говорим: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я не такой, как все».

Очень простая притча. Очень простой вывод. И он сам делается Господом нашим Иисусом Христом. Всё просто: если ты считаешь, что ты не такой как все — можно ведь, вообще, пойти напропалую и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что я самый большой грешник на этой земле. Все остальные не знают, какой я грешник. А я — самый настоящий грешник». И это тоже будет фарисейством, потому что человек вообще не должен себя ни с кем сравнивать. Он должен бы чувствовать себя частью большого человеческого организма, представителем всего человеческого рода, ни от кого не отделяя себя, а со всеми считать себя солидарным, ибо у нас одна беда: мы — грешники, мы все отвержены Славы Божьей и все лишены возможности стоять в Царстве нашего Бога. Мы все согрешили. Мы все несчастные. В больнице кто-нибудь гордится собственной болезнью, оттого, что она у него — не такая, как у других. Но мы все не должны отделять себя вообще ни от кого: я — такой, как все; я — такой же несчастный; я — такой же больной; я тоже могу сделать, что и этот грешник; я могу оказаться в таком же состоянии, как этот нищий, как эта отверженная женщина, как эта бездетная женщина, как эта женщина, у которой умерли дети, как этот мужчина, брошенный всеми. Я внутренне — совершенно такой же, абсолютно. Я ничем не отличаюсь от других, ибо все корни греха, которым грешит тот или иной человек, есть и в моём сердце. И, если я утверждаю, что их там нет, я просто очень плохо себя знаю. И, делая вывод, Господь говорит, что всякий возносящийся будет смирен, унижен, а всякий смиряющий себя будет возвышен.

И дело не в том, что мы как бы притворяемся смиренными, — а в том, что мы знаем, что, если мы сегодня не согрешили тем или иным грехом, — хотя видим грешников, грешащих так же, — то мы знаем, что мы можем так сделать, что мы — такие же грешники, и нам просто надо приклонить сердце своё, как каждому грешнику. Больше ничего не требуется. Просто не считать себя выше, чем любой грешник этой земли, просто не превозноситься ни над одним грешником. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Распростри одежду твою над согрешающим и покрой его». Больше ничего не надо. Не надо укорять, обличать, злословить. И если это не возможно в этом мире, то это должны делать те, кому по статусу это положено: священноначалие, власть или начальник на каком-нибудь производстве. Но мы, в отношении к своим ближним, к своей семье, — покроем их своей любовью. Ну, что случится-то от того, что мы просто будем их любить? Ведь мы уже за всю нашу жизнь убедились, что на все наши укорения люди не исправляются, хоть распили мы их заживо. Ведь всё равно же они останутся такими. Ну, что бы было, если бы Христос пришел к Закхею и сказал ему: «Ты — грешник», — как будто бы Закхей не знает, кто он. Ну, обличил бы его Христос, — ну, чем бы он изменился, чем бы изменилась жизнь Закхея? Чем бы отличался Христос от других фарисеев? Но Он пришёл с любовью — не укоряет, не обличает, а, принимая его, как равного. И именно это привело к покаянию сердце Закхея. Ну, сколько же можно укорять наших близких? Ну, — хоть что вы с ними сделайте — они останутся такими, какими были. Попробуем другое средство: попробуем любить их. Пришёл человек пьяный домой — ну, постели ему постель, ну, — покрой его покрывалом; ну, — дай ему холодной воды с утра. Ну что же ты его пилишь-то? Что изменится с того? Пришёл человек в плохом настроении, раздражённый, гневный — ну, давай, раздражай его больше, — пили его, сокрушай последние остатки здравого смысла в нём. Что изменится? Он же всё равно ещё злее будет. Обними его покрепче, дай ему что-нибудь вкусного, сердце ему своё отдай, поделись с ним нежностью своей, если она есть у тебя. А если нет — чем ты лучше? Просто чуть-чуть лучше воспитанней, чем он, — или горе у тебя не такое большое, или не так сильно тебя оскорбили — вот и всё. Но все мы — люди, просто люди. У всех у нас одна беда. Чего же нам ухудшать и отягчать тяготы друг друга, налагать на друг друга бремена, когда и так жить тяжело. Всем тяжело. Если сегодня у одного человека горе и он, действительно, не в себе, то завтра может быть горе у тебя, беда у тебя. Протяни ему руку помощи, и завтра тебе кто-то протянет руку помощи, когда тебе будет плохо.

Ведь так должен жить человек, просто человек. Я уж не говорю о христианине, а — просто человек, ибо все мы должны по-человечески друг ко другу относиться. А мы, как апостол Павел говорит, готовы съесть друг друга, только чтобы доказать, что мы лучше, чем тот человек, которого мы хотим сегодня съесть.

И накануне Великого поста церковь взывает: «Давайте, братья, изменим своё отношение к близким. Ведь Бог, по слову пророка Исайи, как говорит Господь устами его: «Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, отпусти измученных на свободу, перестань говорить высокомерно, протяни помощь твою несчастному человеку, и тогда пост твой будет принят и молитва твоя будет услышана.» Больше ничего не надо. Обнимать, прощать, жалеть, помогать, любить человека — вот, что требуется для постного подвига. И к этому нас призывает Церковь. И на этот лад она настраивает, чтобы пост наш был созиданием души, — именно души, в первую очередь, чтобы она воскресла вместе со Христом в день всеобщего воскресения, и чтобы мы прикоснулись к радости Пасхи, когда будем вспоминать воскресение Христа. Аминь».

Записали Светлана Наумова и Елена Плотникова.

Аудиозапись проповеди: https://yadi.sk/d/e20Wo2ytYZWpcw
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/iT5PgB4yZEc

Автор: Константин Корепанов
Видео: Евгений Панферкин
Видеозапись сделана 21 февраля 2021 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга для публикации на сайте Корепанов.рф, Ютуб-канале «Официальный лекторий свящ. Константина Корепанова» и в сообществе в ВКонтакте https://vk.com/korepanov_site.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий