Открыть видео
Открыть аудио
ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга 6 января 2022 года.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня предпразднство Рождества Христова. Церковь входит в праздник, как бы издалека приглядываясь и всматриваясь внутрь этой пещеры, внутрь события, которое изменило жизнь всего мира, которое должно изменить жизнь каждого человека, если он не хочет с этим миром погибнуть. Это удивительное дело, которое сделал Бог, когда Он стал человеком. Мы по-настоящему всю нашу христианскую жизнь пытаемся осознать и почувствовать, вместить Его человечность. То, что Он – Бог, мы принимаем как-то просто, быстро, легко. Да и вообще, для человеческого сознания, даже нехристианского, принять какое-то воплощение Бога несколько условно не так-то трудно. А вот принять то, что Бог стал человеком, ¬¬¬¬настоящим, полноценным, живым человеком, не просто существом, имеющим тело, а подлинно человеком ¬- это трудно. И каждому христианину в меру его любви ко Христу, и стало быть, и к слову Божьему, и к молитве, и к литургии, и к братьям своим — всё глубже и полнее в течение всей его жизни открывается, именно, человечность, человеческость Бога.
Бог лежит в яслях, Такой же, как мы, беспомощный, Такой же, как мы, беззащитный. Что, казалось бы, хочет человек злой сделать, то и сможет сделать, потому что Сам Он Себя защитить не может, как не можем и мы. И это распростёртое на кресте Тело беспомощного Человека и беспомощного Бога должно ясно кричать нам о том, что Бог, действительно, стал человеком. Но как мы это постигаем, и что для нас это значит? Вот стоим мы перед пещерой. Вот стоим мы и поклонились, даже можем принести что-нибудь Ему в дар, думая, что облагодетельствовали Его.
А дальше что? А дальше, это понимание того, что вся моя жизнь, всё моё бытие, всё пространство и время, всё то, что я, как человек проживаю в этой жизни, навсегда и безусловно заполнено Христом, заполнено Богом, ибо Он во мне живёт. И не только во мне. Он живёт в другом человеке. И Христос говорит: «Всё, что вы сделали другому человеку, вы сделали Мне». Мы, конечно, принимаем это, как некую метафору, как некий образ. Но, на самом деле, это воистину так: любое благодеяние, любое добро, любая улыбка и слово, сделанное другому человеку является действием, обращённым к Богу, потому что отныне Бог и человек неразделимо связаны. Но это значит и то, что и я сам являюсь, как мы сейчас читали в молитвах литургии Василия Великого: и сам я есмь орудие в руках Бога. Если я плачу о ком-нибудь — это Бог плачет моими слезами. Если я молюсь о ком-то — это Дух Святой ходатайствует во мне воздыханиями неизреченными за этого человека. Если я подаю милостыню — это руки Христа подают милостыню брату моему. Всё отныне и навсегда в жизни христианина пропитано Христом. Умираем ли мы — умираем во Христе, живём ли мы — живём во Христе. Если заболели мы — в этой болезни мы встречаем Христа, если исцелились мы — это исцеление есть совершённое Христом. Если мы скорбим и страдаем, если нас бьют, то в этом унижении и боли мы встречаем Христа избитого и распятого. Если мы торжествуем победой, то это — победа Христа над теми силами зла, которые мчатся ускорить кончину этого мира. Всегда, везде, во всём отныне и навсегда в жизни человека действует Христос. Это чудо, и радость, и суд; и горе тем, кто не верует в это.
«Ну, как же, — мы говорим, — я же не чувствую Его. Вот вы говорили всё: Христос, Христос … а где Он? Я Его ищу и не вижу. Я хочу Его почувствовать и не обретаю». Но дверь эта открывается верой. А вера удостоверяется, точнее, фундаментом этой веры является убеждение, как раз в том, что Христос не просто Бог, что Он — Человек, вошедший в ткань и плоть человечества этого мира. И надо поверить, что Он здесь и со мной, как обещал. Именно, поверить. Но чтобы в это поверить, чтобы просто подумать об этом, надо, ведь поверить во все то, что Он сказал. Надо, именно, захотеть, хотя бы для начала. Просто захотеть поверить всем Его словам. Я не буду больше судить. Как можно судить внутри одного и того же тела. Разве моя почка судит мою печень. Разве мой палец судит другой мой палец? Как же мы можем почувствовать, что Христос со мной, во мне и через меня действует, если я не вижу Его в другом, и сужу, если я превозношусь над другими? Разве может превознестись глаз над ухом или голова над ногами? Не может. Мы сами не верим полноте слов Христовых. Мы пришли и отмахиваемся: уберите своё Писание, не суйте мне его под нос, дайте мне помолиться всемогущему Богу. И молимся Богу огромному, сильному, большому, который придёт и поможет. Молимся и молимся. А Он уже здесь, с нами, тут же стоит, направляя и оживотворяя сердце наше молитвой. Но мы не можем этого почувствовать, потому что слово Жизнь, которое должно питать нас, как словесное молоко, мы отринули. Поэтому ходим голодные и злые, не ведая силы, любви, жизни, которую даровал верующим в Него Христос.
Аминь.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/WoQuNFPDcM0
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/-yj96gsztsBNFg
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Нина Модер
Текстовая запись: Светлана Наумова
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»