Вернуться к списку

НЕДЕЛЯ 27-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 27-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читалась притча из Евангелия от Луки о званных на пир (Лк. 14:16-24).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня вы слышали евангельскую притчу в варианте, изложенным евангелистом Лукой, — притчу о званных на брак. Приготовил некий человек пир и позвал на него гостей. И когда пришло время пиру наступить, он послал повторное приглашение званным. И тогда каждый из них, как бы, сговорившись, стал отказываться, приводя для этого разные причины. Один говорит, что он купил землю, другой говорит, что он купил новую упряжку волов, третий говорит о том, что он женился. Но это, в сущности, никакое не оправдание. Это, именно, поиск оправдания. Ведь они были приглашены заранее и заранее знали, когда состоится званный пир. Каждый из них знал это число и обязался присутствовать. И поэтому, естественно, мог приурочить все, что он делал к тому дню, когда этого пира, этого торжества бы не было – ведь, дела-то не срочные, не спешные. Кроме того, каждые из этих дел, которые поминают здесь люди, отрекшиеся от прихода к приглашавшему, это ведь, такие дела, которые можно сделать в другое время – не обязательно в тот день, когда тебя позвали и позвали заранее. Даже, если бы приглашение пришло только накануне того, как человек купил упряжку волов или купил землю, даже в этом случае он ради уважения к приглашавшему, мог бы отложить проверку упряжки или посмотреть землю. Ничего бы не изменилось, если б это было перенесено на два или три дня. И все это понимают – и те, кто отказываются и тот, кто приглашает. Поэтому он разгневался. Не потому, что дела были очень важные и люди не захотели этих дел оставить. А за то, что люди просто придумали отговорку. Они не хотят приходить к нему по приглашению. И каждый придумал какую-то вину, которая даже им самим, придумавшим, она кажется отговоркой. То есть, здесь на лицо лукавство человека. Он не хочет идти к тому человеку, который их позвал. Он не хочет, но прямо сказать об этом не может в силу, опять-таки лицемерия и лукавства. И придумывает причину, по которой бы мог бы не прийти. Если у нас есть маленькие дети, мы прекрасно знаем, как это работает с детьми, когда ребенок не хочет делать то, что его просят и придумывает нелепые отговорки. Мы же понимаем, что он просто не хочет делать. Но он – ребенок, и с ним всегда можно договориться. Тем более, это – мой родной ребенок. Но с людьми взрослыми, с людьми, которые должны бы по-другому строить отношения друг с другом, это – лицемерие и лукавство. Оно вызывает гнев. Если ты не хочешь идти – так и скажи: не хочу. Зачем же ты придумываешь эти ничтожные отговорки. И понятно из других вариантов этой притчи – может, из этой не столь очевидно, но из любых других вариантов этой притчи мы знаем, что поскольку эта притча, и поскольку Христос заканчивает ее известными нам словами: много званных, мало избранных,- мы понимаем, что речь идет о званных, приглашенных в Царство Божие. Приглашенных Богом в общение с Ним.

И вот очень часто мы по отношению к Богу ведем себя точно также, как эти званные – мы придумываем отговорки, по которым мы не хотим приходить к Богу. Именно не хотим, а не не можем. Но нам стыдно сказать то, что Он нам не нужен. Нам стыдно сказать Ему, что нет, Господи, я Тебя не люблю, и я Тебя не хочу, и с Тобой делить вечность мне, честно сказать, не приятно. Но как-то так звучит очень грубовато, а главное – страшно: еще возьмет – разгневается. Поэтому я притворюсь. Притворюсь, что на самом деле, да, я хочу, Господи, я всей душей. Я бы, конечно, к Тебе пришел, но вот видишь, какая причина, вот некогда, вот есть такое дело важное-преважное и поэтому мне некогда сейчас к Тебе прийти. Но, вообще-то, Ты не гневайся на меня. Я к Тебе хорошо отношусь, согласись. Между нами ничего нет, никакой неприязни. Ты же понимаешь меня. Вот, примерно, так мы выстраиваем отношения со Христом. Именно так мы отвечаем на Его зов, на Его приглашение. И отвечаем так, почти всегда. Конечно, к нашему великому счастью Бог наш долготерпелив, и многомилостив, и человеколюбив, и умеет ждать, и умеет не гневаться на нашу глупость, ложь, лукавство или ненависть. Он умеет ждать и умеет так строить обстоятельства нашей жизни, чтобы мы, наконец, сами для себя решили этот важнейший вопрос человеческой жизни: как я отношусь к Богу: я не могу к Нему идти, потому что я, действительно, немощен, потому что я – малодушен, потому что я – труслив, потому что я – и многое чего другого, очень люблю грех или я не хочу к Нему идти. И вся наша жизнь премудрым промыслом Божьим строится именно так, чтобы мы увидели себя из глубины. Увидели и ответили на этот вопрос: что со мною происходит? Я не хочу к Нему идти или я не могу к Нему идти? Если я не могу, тогда скажи: «Господи, помилуй меня немощного. Я хочу, но не могу.» И Бог позволит нам сделать и первый шаг, и второй. Может, этого и достаточно, как разбойнику, висящему на кресте. А, может быть, за этим последуют и другие шаги, как у Преподобной Марии Египетской. Это от многих обстоятельств зависит. Но главное, что мы исповедали свою немощь и, на самом-то деле, Бога мы любим. Любим. Просто, действительно, так погружены в грех, что даже подумать об этом сами по себе не можем.

Но горе человеку, если он не хочет идти к Богу. И, в конце концов, он сознает и, в конце концов, на Страшном суде он осознает всей своей полнотой не то, что он не может, а то, что он не хочет такого Бога, он ненавидит Его точно также, как ненавидит Его сатана. Он ненавидит его всей своей полнотой, всей глубиной, всей своей немощью. Он ненавидит такого Бога. И вот тогда, конечно, такому человеку не войти в Царство Божие. Потому что, если бы он вошел туда, для него бы это стало самой невыразимой, нестерпимой мукой. И Бог дает им единственное, что они могут принять и понести. И тут являя Свою милость.

И поэтому нам всем, нам всем нужно осознать, почувствовать, пережить встречу самого себя с Богом, как Он есть. Очень хорошо бы успеть это сделать здесь, пока мы живы, не дожидаясь времени Страшного суда. Очень ценно, все ж таки, познать Кто для меня Бог. И поверьте, что очень часто человек, пришедший уже в храм и всем видом показывающий и выражающий Богу свою, так скажем, лояльность, в глубине души не хочет исполнять ни единой Его заповеди. Он делает вид будто Бог обращает внимание на этот вид, потому что Бог это зрит в сердце, каково сердце человека. Но человек делает вид. Но постоянно с Богом спорит, постоянно не согласен. Он очень любит соответствовать правилам, нормам, требованиям, приличиям, но сердце его мертвое. Он не хочет слушаться своего Бога. И очень-очень много людей, которых нет в церкви, но они всем сердцем ищут этой воли Божьей на разных, очень порой запутанных и очень дремучих путях. Именно об этой страшной последней реальности и говорит этот рефрен, который мы слышим в евангельских словах: много званных, мало избранных. Не все званные – избранные. И не все те, которые кажутся званными могут отказаться отринутыми, потому что, как говорит в этой притче хозяин дома, посылая своего слугу: иди и зови тех, кого не приглашали, зови всех, кто желает прийти. И многие, как Мария, или разбойник, или Закхей успеют прийти, потому что сердцем они готовы принять волю Божью. А мы очень часто, топчущие дворы Господни, принять волю Божью не хотим и будем спорить с Ним до последнего своего часа, не желая принимать волю Божью такой, какой она нам открывается.

Отсюда и есть смирение. Смирение – это не напускание на себя вида покорности, благочестия, какие-то слова или молитвы. Это все – не смирение. Это все – видимость, пыль. А на самом деле, смирение – это готовность человека принять волю Божью. Принять ее такой, какая она сказана в Священном Писании ли или в личном откровении мне сказано: иди и делай так. Некогда девушка, которую звали Мариан, Она дала обет, что никогда не выйдет замуж, отказываясь от семьи, от детей. Но промысел Божий нашел Ей и хранителей Ее девства и открыл Ей особую тайну деторождения, что Она станет Матерью Бога, и Она не стала цепляться за Свой обет, за Свое понимание праведности. Она сказала: «Да, Господи, я – раба Господня.» Хотя ни один из людей, живущих на этой земле не сделал бы этого никогда. Он бы сказал: «Нет, Господи, только ни это, потому что мне мой обет дороже. Потому что, если я теперь принесу ребенка – меня убьют, ибо я нарушила слово и сделала то, что не должно.» Но Она не смущается: раз Богу угодно, сделаю так, как сказал Бог. Вот, если бы мы научились – а для того и дана нам жизнь, чтоб этому научиться, чтобы на всякое слово и волю Божью говорить: «Да, Господи, я – раб твой. Буди мне по слову Твоему. Не важно, что это слово мне говорит: хочет ли оно мне дать еще одного ребенка или хочет забрать у меня одного ребенка, хочет оно мне дать жену или забрать жену – мы одинаково говорим: аминь, Господи. Даешь ли ты мне здоровье или забираешь это здоровье, даешь мне девяносто лет жизни или велишь мне умирать в тридцать пять: аминь, Господи, Твоя воля, это – Твоя жизнь, это – Твои дары, это – Твое все, Господи. И мы так говорим Господу и учимся этому на литургии, возглашая: «Твоя от Твоих, Господи, Тебе приносяще о всех и за вся. Твое, Господи, вот эта жизнь – Твоя. Если она нужна Тебе, Ты можешь делать с ней что хочешь. Я не хозяин своей жизни. Ты её хозяин. Вот это – Твой дом, это – Твоя жена, это – Твой ребенок. Ты это мне дал. Это всё Твоё. Делай с этим, что считаешь нужным. Вот так и будет даже не христианство. Даже не христианство, это – просто нормальная человеческая жизнь человека, познавшего Бога. Так жил Авель, так жил Ной, так жил Давид, так жил пророк Исайя, так жили все праведники задолго до Христа, потому что иной веры, кроме этого нет. Вот Аврааму дал Бог ребенка, а потом сказал: иди и принеси его Мне в жертву. И Авраам пошел и принес, нимало не заботясь о том, что будет дальше. Это и есть вера – быть послушным словам Господним, быть послушным Его воле, быть послушным во всем. Зовут – надо идти. Сидеть говорят – надо сидеть, умирать – надо умирать, жить – значит, нужно жить. Твоя воля, Господи. Что велишь – то и сделаю.
Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/9Vzy2JrdOss
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/ETxfjnK4z-rsNw

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Светлана Наумова.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий