Вернуться к списку

О духовной нищете. Боголюбский монастырь в селе Сарсы-Вторые.

Открыть аудио
Открыть видео

Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Боголюбском женском монастыре в селе Сарсы-Вторые http://сарсы.рф/
20 ноября 2021 г. День памяти преподобного Лазаря Галисийского.

Батюшка не первый раз уже служит в этом монастыре. Иногда и нам перепадает проповедь оттуда:
https://vk.com/wall-156269624_1007
https://vk.com/wall-156269624_352
https://vk.com/wall-156269624_122
https://vk.com/wall275816365_771

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, 20 ноября, в честь преподобного Лазаря Галисийского читался хорошо всем известный отрывок из Священного Писания, самое начало Нагорной проповеди — так называемые Заповеди блаженства. Самые первые из этих слов — «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное.» Конечно, по крайней мере, любой монашествующий знает, что речь идёт о смирении, каждый читал об этом в толкованиях, поучениях, книгах святых отцов. Но вопрос-то не в том, чтобы знать, что это — смирение; вопрос в том, чтобы научиться этому смирению, стяжать это смирение внутрь себя. Как это? Ну, хорошо: блажен смиренный человек — замечательно! Но как стать смиренным человеком? На самом деле, Господь говорит в другом месте: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.» Он много говорит о смирении, но здесь, в этом слове, Он говорит по-другому. Он говорит: «Блаженны нищие духом» — и, если задуматься об этих словах, то получается, что блаженны те, кто считают себя бездуховными; блаженны те, которые знают, что у них нет Святого Духа; блаженны не те, которые считают себя святыми и праведными, — а блаженны те, которые считают себя грешными, испорченными и никуда не годными. И, если вы читали жития святых, или хотя бы патерики святых вы слышали, вы знаете, что величайшие святые считали себя грешнее всех прочих людей. И это не потому, что у них — такая особая форма лукавства, и они, конечно, знают, что они — святые и праведники, но так просто говорят, потому что так надо говорить, — они действительно считают себя людьми никуда не годными. «Истинно, — говорит авва Сысой Великий, — где сатана, там и я буду!» И он на самом деле не лукавит, он так действительно думает. Но как же так, аввушка, ты подумай: если ты больных исцеляешь, слепым зрение даруешь — как же ты никуда не годен, как же ты с сатаной будешь? Что-то ты, батенька, не то говоришь! «Да нет! Это же не я, это же Бог делает! Бог делает по вере этого человека — я тут ни при чём! Вот, человек поверил и пришёл ко мне, а Бог, чтобы утешить этого человека, его исцелил, — я тут совершенно ни при чём, я-то знаю, где я буду! А Бог творит, что хочет.» То есть, какими бы силами он ни творил, какие бы знамения и чудеса он ни совершал, он никогда не говорит: «Это я делаю»; и не то, что не говорит — он не думает, что это он: «Это Бог делает!» Ну как же: за твою же святость! «Да нет! Не за мою святость, а за вашу веру! Вы поверили, и Бог исцелил вас. Так и сказано в Писании, а я тут ни при чём».

Если вы вчитаетесь, всмотритесь в область великих святых, вы увидите, что они совершенно ничего о себе не мнили, никем себя не считали; они видели только собственные грехи и считали себя совершенно ни к чему не способными, не годными, хотя и купались в лучах милости Божией. А почему? А Бог ведь любит нас, Он — щедрый, Он — заботливый! Если мне сегодня хорошо, и у меня сегодня есть хлеб, есть молитва, и я плачу на молитве, уревелся, собрал слёзы свои в скляницу, — так это не потому, что я — святой: это Бог меня так любит, Он видит, что я в ужасном состоянии, и решил меня утешить. А если я сегодня, например, смог попоститься или что-то ещё сделать, — это не потому, что я что-то там приобрёл, а потому, что Бог такой заботливый, видит, что я уже задыхаюсь от обжорства, и дал мне способность хоть один день повоздерживаться, чтобы я не умер через три дня от несварения желудка, как какой-нибудь Арий.

Это не требует никаких ухищрений. Авва Исаак Сирин так и говорит: «Если вы тщитесь что-нибудь придумать для того, чтобы смириться, вы — гордый человек, который просто пытается смириться. А смиренный человек ничего не выдумывает, он просто знает, что так оно и есть.

А теперь посмотрим на себя: а мы как делаем? Ну, например, захотелось мне повоздерживаться: вот, скоро пост будет, через неделю, — буду воздерживаться, сейчас обет дам: «Господи, обещаю Тебе, что за сорок дней поста я вот этого, и этого, и этого есть не буду.» Всё: делаю, терплю мужественно, сила воли есть, — терплю, терплю… Ну, допустим, дотерпел, дотерпел-таки до Рождества — и что? И, вступая в Рождество, я думаю: «Вот же! Я — молодец! Могу ведь, когда захочу! Ведь получается же у меня! Так: следующий обет возьму, — и ещё, ещё, ещё! Вот какой я! Вот он, подвиг-то настоящий! Вот она где, силушка-то человеческая! Надо просто очень сильно захотеть!

И — всё. И человек, если бы оно так было, — к счастью, как вы справедливо говорите, у вас ничего не получится, — но, если бы так было, вы бы подумали: «Какие мы, всё-таки… Нет, святость ещё на Руси не иссякла! Есть ещё монахини в русских монастырях! Зря говорят, что сейчас кризис монашества, еще подвижницы не перевелись!» А на самом деле — ничего не получится. Не получится: через неделю- другую нам так захочется эту конфетку, что вот… ну вот, вот хочется, — и я думаю: ну, что же, обет-то дала, — ну, не подумавши, дала. Но, вообще-то, конфетка-то постная же. Вот сестры Ново-Тихвинского монастыря шоколадные конфеты Великим постом едят? Едят. Значит, можно? Можно. Съем-ка я. Ну, и что с того? Пойду на исповедь, скажу, что по глупости своей подумала и дала обет этот самый, — и всё нормально. Да, не донесла. Конечно, выкрутимся, что там мы немощные, что здоровье… А если бы не выкручиваться? Не выкручиваться и сказать: «Господи, так я даже от конфетки не могу воздержаться без Твоей помощи. Я же ничего не могу. Если бы Ты меня оставил, я бы из монастыря ушла. Я бы в мир пришла. Я бы такое… я бы, наконец, хоть наелась вдосталь, если бы Бог оставил.» Но, если у нас хватает силы терпеть, если мы не впадаем в уныние после очередной монашеской постной трапезы, то это же значит, что нас вдохновляет Бог. Не мы сами такие, — а Он. Как говорит апостол Павел: «Мы ничего не можем, но способность наша к подвигу есть дар, данный нам Богом.» Этого мы сами не могли бы сделать. Дух Святой сошёл на нас в крещении, а потом в причастии, а потом в монашеском постриге; это Он делает нас способными. Оставь Он нас – мы бы превратились в таких страшных существ, которыми можно только детей пугать. Но Он-то не оставляет — и тогда получается что-то. Если мы немощны, если мы не можем что-либо сделать, если у нас не получается что-либо, так слава Тебе, Господи, Ты показал мне, что я такое есть на самом деле. Благодарю Тебя, Господи. Помоги, помоги, помоги воздерживаться, помоги поститься, научи молиться, научи терпеть, научи меня тому, что Ты от меня хочешь. Ну, не люблю я сестру свою. Ну, не люблю я её. И что такого? А что? Кого-то человек может любить? Человек, рождённый в смерть, человек, оставленный Богом, может кого-то любить? Да ни в жизнь. Бог есть любовь. И, если любит человек другого, — так он, значит, рождён от Бога. И, если я кого-то люблю, хотя бы сынка своего или дочку свою, несмотря на то, что они непутёвые – так это значит, Бог во мне живёт. Потому что другие матери всё не так делают. Они могут и лицом в компьютер ударить ребёнка своего – много, что могут сделать. Но, если хватает у нас сил терпеть, молиться и с кротким взором смотреть и подавать каждый раз молитвенное прошение за своего сына или дочь с надеждой, что Бог всё равно их спасёт и помилует – значит, это Бог с нами.

И так вот наблюдать надо всё. Я-то ведь не могу. Я знаю, мне отцы сказали: я ничего не могу; мне Писание сказало: без Меня не можете творить ничего. Значит, если я всё-таки творю – я не Писание опровергаю, — значит, Бог со мной. И тогда вы увидите, как много в вашей жизни Бога. Только перестаньте приписывать Его милость своим заслугам. Как Симеон Новый Богослов говорит: «Способность прийти в монастырь и посвятить себя Богу – есть высочайший дар Божий. И стоит вам забыть о том, что это – дар, вы либо погибнете от сатанинской гордыни, либо уйдёте из монастыря. Это Бог призвал, Бог дал силы, ибо человек терпит скудость монашеской жизни и трудности монашеского общежития не своей силой, а силой Бога, возлюбившего нас. Вынесли всё – это не я, это Ты. Вынести не могу ничего – значит, это я, а Ты меня оставил. Почему, Господи? Где я возгордился? Где я что сказал в похвальбу себе? Где я сказала: вот, я сегодня помолилась — а «слава Богу» не сказала. Значит, приписала эту молитву себе. Прихожу на следующий день – ничего не могу. Слова из уст моих исходят, а молитвы нет. Потому что я похвалилась и подумала, что это – я, наконец-то, молюсь. Нет. Это Дух Святой глаголет в нас, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Это Духом Святым мы взываем в подлинном смысле в глубине: «Авва, Отче!»

И вот в этом и есть нищета духовная. Надо научиться, и кто научится этому искусству, тот будет блажен. Если не получается ничего, он знает: это значит, что Бог отошёл от меня. А отошёл, потому что я погордился. Бог Сам-то никогда не отойдёт. Он отошёл именно для того, чтобы я понял, что не я сам это делаю, а Он со мной. Сделал я что-то – слава Богу, Ты со мной, Ты меня не бросил. Это так здорово, что Ты со мной!

И тогда бы вы заметили, как много в жизни вашей Бога, как много Он вам помогает. И когда вы молитесь, и когда вы плачете, и когда вы терпите, и когда вы вместо уныния испытываете радость, и когда ноги вас принесли в храм рано утром, и когда вечером вы имеете силы, чтобы встать на молитвы, это всё – Бог, Он вас носит на руках. Когда вы это осознаете, вы будете умилённо плакать все годы, все дни, все часы вашей жизни, от того, что вас, такую непутёвую, слабую, беспомощную, грешную Бог милует, спасает, жалеет, утешает и Сам же подаёт все очистительные, благодатные лекарства, начиная от молитвы, и заканчивая причащением. И тогда только благодарение, всегдашнее, постоянное, неизбывное благодарение будет сутью и деланием нашей жизни. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YoyTube: https://youtu.be/5tCwo0fgK88
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/cai0WA0aulh1-A

Автор: Константин Корепанов
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова

Нужды монастыря: http://сарсы.рф/blagotvoritelyam/nuzhdy-monastyrya.html

Вернуться к списку

Оставьте комментарий