Видеозапись сделана 30 июля во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
На Богослужении читался евангельский отрывок Мф 13:44-54 – несколько притч о Царстве Божием.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня в евангельском чтении вы слышали несколько притч о Царствии Божием. Смысл двух из этих притч в том, что человек, узнавший о Царстве Божием, должен — я скажу именно так — должен все оставить ради того, чтобы приобрести его. Каждый из нас — не только в двадцать первом веке, но и во времена Иисуса Христа — слыша, что человек должен все оставить ради Христа, смущается и трепещет. Есть, конечно, — мы знаем про таких людей, — которые, как преподобный Сергий или как преподобный Серафим, всё оставляют и уходят в леса, стяжают святость и благодать и входят в Царство Божие, но, зная о них, мы вовсе не горим желанием им подражать, хотя и знаем, что ради того, чтобы достичь Царства Божия, человек должен — третий раз произнесу это слово — всё оставить и идти за Ним.
Но, на самом деле, всё совсем не так. Мы так слышим эти притчи уже две тысячи лет. Не все, конечно, — но большинство людей слышат именно так: пришёл Христос, принёс Царство Божие — и я теперь должен всё ради Него оставить. Но что звучит в притче? Если кто-то коллекционирует жемчуг, и услышал, что где-то есть самая драгоценная жемчужина, он ищет любые пути, чтобы приобрести её. Его, наоборот, отговаривают: «Ты что, дурак? У тебя столько жемчуга! Зачем тебе еще какая-то жемчужина? Ну и что, что она ценная — проживешь без неё! Вы только подумайте: всё сокровище своё обменять на одну жемчужину!»
Но я хочу! Охота пуще неволи: я хочу, мне надо, — я жить не смогу, я спать не смогу, — мне нужна эта жемчужина. Или человек, который узнал, что на каком-то поле находится клад золотых монет, — он идёт, продаёт всё, что имеет, становится нищим для того только, чтобы купить это поле. Он-то знает, что, купив это поле, он станет владельцем несметного богатства. Он не должен купить это поле, его никто не заставляет, — тоже отговаривают: «Ты что, с ума сошёл?» Но он хочет купить это поле. А мы никак не слышим, мы всё думаем, что мы должны для Бога от чего-то отказаться. Нет, — никто ничего не должен.
Я со всей ответственностью заявляю: никто ничего Богу не должен. Он ничего от нас не возьмёт, если мы сделали это, как подневольные рабы. Ребёнок, который прибегает с какой-то вырезанной, нарисованной, накаляканной открыткой к отцу на день рождения, — он что, делает, что должен? Или это — веление его сердца? Конечно, мы говорим нашим детям: «Иди сделай уборку» — он идёт? Да, идёт и делает эту уборку. Мы, конечно, похвалим его за то, что он сделал, но рассыпаться в каких-то благодарностях не будем: он сделал то, что должен сделать. А вот, если мы приходим домой, и у нас в квартире порядок, и на столе стоят цветы, и всё чисто и блестит, и ребёнок захотел нам угодить, то сердце наше радуется, ликует, потому что он нас любит. Он любит, он думал о нас, — думал не о себе, а о нас. И если мы, радостные, усевшись на диван, подумаем о том, что он хороший, — а он подойдёт и скажет: «Мама, мне бы пару тысяч надо, с друзьями погулять» — мы поймём, что всё это — не из любви, что всё это — взаимовыгодное сотрудничество, и нам станет горько.
Так вот это всё мы ведь понимаем, — точно так же и Он. Он принимает только одну-единственную валюту — валюту человеческого сердца, валюту нашей любви. Всё, что мы делаем по любви к Нему, Он принимает с радостью, потому что именно этого Он хочет: чтобы мы, наконец, полюбили Его, ибо в любви к Нему — вся наша жизнь. А если мы постимся и молимся, и ходим в храм, потому что так надо — куда деваться, — и, так и быть, в воскресенье пойду, — иначе Он накажет; пост наступил — придётся поститься, делать нечего, а то ведь что-нибудь съешь — Он как шандарахнет, и что-нибудь будет: заболеем или ещё что-нибудь случится, — вот таковы наши привычные представления о Боге, совсем Ему не соответствующие. Мы думаем о Нём хуже, чем о собственном начальнике, даже порой хуже, чем о своих врагах, потому что и о врагах мы думаем, что «авось вот он сжалится надо мной; увидит, что он всего ободрал меня, как липку, глядишь — и смилостивится.» А о Боге мы думаем иначе: «Он ведь не успокоится, пока всего не заберёт, пока жизнь мою не заберёт, — будет наказывать и наказывать бесконечно».
Посмотрите в собственное сердце: как вы думаете о Боге, Который умер за нас на кресте? Он хочет, чтобы мы просто, проходя, день за днём, мимо Его распятия, однажды вздрогнули, остановились и подумали: «Я хочу что-то сделать для Него!» Не «я должен», не «надо», а «хочу сделать: что же Он, бедолага, висит, никому не нужный; все Его попирают, все над Ним глумятся; пожалею-ка я Бога моего, сделаю что-нибудь. Ведь больно, что Ему никто ничем не воздаёт за Его благодеяния».
И вот, наша христианская жизнь начнётся тогда, когда мы сделаем что-то, потому что мы полюбили, откликнулись. Вот, здесь, в основном, не считая этих малышей, — поколение людей зрелых, — наверняка все помнят фильм, старую сказку Александра Роу, «Морозко». Там есть один очень тщеславный, гордый и высокомерный герой, который превратился в медведя, и, для того, чтобы ему снова стать человеком, надо что-то сделать. Он не знает, что именно, но знает, что это должно быть что-то хорошее. И вот, он идёт и начинает делать «добрые дела», но ничего не происходит. Он и бабушку тащил на себе, и пытался милостыню подать, но это — не работало, так как он делал, потому что «так надо». А потом он находит палку, которую потеряла старая бабушка, и думает: «Ну как же она теперь без палки-то? Ей же тяжело! Надо отнести.» Он не подумал, что за это доброе дело он что-то получит, ему просто стало жалко бабушку: «Как же она теперь без палки?»
Вот и наши отношения с Богом начинаются тогда, когда мы просто делаем ради Него то, что сами захотели, для того, чтобы Ему было хорошо. Мы же знаем, что Он от нас хочет, какие заповеди Он повелел исполнять, — так сделаем это! Поэтому, чтобы угодить, сделаем приятное, чтобы Он порадовался, что хоть кто-то обратил на Него внимание. И вот такие вещи, ради Христа совершаемые, — не потому, что мы должны, как наёмники и рабы, — а чтобы сделать Отцу приятное, чтобы доставить Отцу радость, чтобы возвеселилось сердце нашего многострадального Отца, — вот для этого мы становимся христианами и делаем то, что делали, пробуждая сердце для любви. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Анна Тахненко
Текстовая запись: Елена Плотникова Вернуться к списку