Вернуться к списку

Проповедь о.Константина Корепанова в четверток Недели 5-й по Пятидесятнице (22.07.2021)


Видеозапись сделана 22 июля во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
На Богослужении читался евангельский отрывок Мф 12:46–13:3 «…Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в евангельском чтении неожиданный и непонятный и совершенно неприемлемый для нас эпизод: когда ко Христу пришли Мать Его и братья Его, а Он не принял их, не поспешил им навстречу, — как, казалось бы, должен бы сделать всякий нормальный человек. Но Он не сделал этого. Он никак не отреагировал на присутствие Своей Матери, — ну ладно, братьев, но Матери — почему не отреагировал? Мы не понимаем и смущаемся, но смущает как раз непонимание: это значит, что мы просто не понимаем, что делает, как живёт, что чувствует, что переживает Христос. Если наши мысли, наши ощущения не совпадают с ощущениями, переживаниями или словами Христа, — это в осуждение нам, потому что Христос и есть — совершенный Человек. Он есть Человек, “как он есть”, есть Человек, Который когда-то появляется как идеал, к которому должен стремиться каждый живой человек, ибо это есть совершенство человечества. Если мы чувствуем что-то, не совпадающее, — это не оттого, что мы другие, а потому, что мы — плохие, мы — не такие, какими должны быть, мы — не такие, какими нас создал Бог, ибо как Христос, по Своему человечеству, — так и мы созданы по образу Божию. И Он является не только образом, но и подобием Бога, — то есть, совершенным образом Божьим, а нам нужно этого достичь, и для этого нам надо всматриваться в лик Христа, — не только и не столько в тот, который изображён на иконе, но более всего в тот, который изображён в Евангелии. Как говорит апостол Павел: «В нас должны быть те же чувства, что во Христе Иисусе.» И если нет этих чувств, то горе нам, потому что мы противимся Христу, ибо Он уже живёт в нас после крещения. Мы причащаемся Христу, и если мы не согласны с Его словом, с Его образом жизни, с Его образом мысли, — мы не согласны с тем, чтобы Он жил в нас, мы не позволяем Ему воссиять в нас со всей полнотой. И дальше Он как бы объясняет, почему Он так сделал (на самом деле, Он ничего не объясняет, Он «как бы» объясняет, давая человеку некое направление жизни, переживаниям), Он говорит: «Кто исполняет слово Моё — тот Мне и брат, и сестра, и Мать.»
То есть, на самом деле, Он говорит, что и нет такого родства, которое бы роднило Меня с родными, а есть единственное родство, подлинное и настоящее, — это родство слушающих заповеди Божьи, то есть, родство по Небесному Отцу. Если человек верит в Отца Небесного и слушается Его, то он мне — брат, и, главное, он брат Христу, потому что Христос был во всём послушен Отцу. Если же человек не слушается Бога, не признаёт Его заповедей, то он — не брат Христу и не принимается Христом, как брат, а потому, что он не слушается Отца, он, стало быть, не считает себя обязанным этого делать и не считает себя сыном Божьим. И поэтому очень важно для нас, с одной стороны, самим посвятить свою жизнь тому, чтобы исполнять заповеди Божьи, и, таким образом, воспринимать Христа как своего брата и находить в Нём всегда помощь и поддержку, ибо мы слушаемся Того, по послушанию Которому Христос отдал Свою жизнь за нас. А, с другой стороны, мы должны понимать, что если родственники наши, близкие и родные наши не слушаются нас, — это не катастрофа, не трагедия, — это всегда было и всегда будет. Но у нас есть новая семья — здесь, в Церкви, — собранная вокруг Отца, собранная вокруг Бога, собранная силой Божией; мы всегда можем здесь найти утешение и любовь. И помощь, и понимание, и заботу, и участие мы находим здесь, в своей новой семье. И если близкие нам люди не придут сюда и не найдут здесь в Боге своего Отца, и не найдут во Христе своего брата, и не примут волю Божью как единственное основание своей жизни, то нас ждёт разлучение и разделение, о котором говорил Христос. Не скрывая этого, Он говорит: Не мир Я принёс, но меч, чтобы отделить одного человека от другого: отца от сына, дочь от матери, — и всех разделить, потому что в Царство Божие входят только те, которые признали в Боге своего Отца, те, которые приняли волю Божью, как основание своей жизни.
И мы молимся о тех, кто пока не здесь, молимся и плачем, — но, тем не менее, наш плач и наша молитва не исполнены отчаяния, потому что здесь мы нашли и новых детей, и новых братьев и сестёр, и матерей, и отцов; — как тоже сказал об этом Христос своим ученикам: «если кто-то оставит что-то ради Меня, — здесь, в Церкви он найдёт гораздо больше». Но в том-то и дело, что мы, ногами переступая порог храма, не переступаем 7.51- 7.53, не входим в общение с ними, сердцем своим не принимаем их любви, ибо сердце наше не с Богом. Мы никак не можем сделать того, о чём говорим собственными словами каждую Божественную службу: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.» Пока мы не сможем всего этого сделать, пока мы не сможем передать всю нашу жизнь, мы и здесь — чужие. Мы и здесь и Бога-то не находим, и братьев не находим, и сестёр не находим, — ни матерей, ни отцов, ни детей. Не в Боге, — стоим сиротами, никому не нужными, нам никто не нужен, — и близкие, оставшиеся дома, тоже нам чужие. И так мы идём по жизни, поражённые одиночеством, поражающие одиночеством, отравляющие одиночеством весь этот мир, так что, в конце концов, он отравляется и рассыпается на множество замкнутых в себе одиночеств. Но нужно придти к Богу, как к Отцу, именно принять в Нём своего Отца, признать в Нём своего Отца, и тогда всё у нас изменится, и мы обретём новую, Божественную семью. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова

Вернуться к списку

Оставьте комментарий