Прочитал краткое житие святителя Иоанна Шанхайского, хотелось бы больше, но пока в руки не попалось. Ведь по-настоящему то хочется знать не то, какие чудеса творил святой, слышать не восторженные отзывы учеников и поклонников, а понимать жизнь святого изнутри: как он живет, каким образом он сумел достичь дерзновения в молитве. Хочется знать опыт, понимать путь, постичь метод. Ни одно из кратких житий по-настоящему этим не занимается. Но все-таки время даром не потеряно, некоторые важные элементы, из которых складывалась его духовная жизнь я смог уловить, и они представляются чрезвычайно важными для каждого христианин, а не только для святителя или пастыря.
- Ежедневное чтении Библии. Современники вспоминают, что в его кабинете кроме богослужебных книг были только Жития святых и Библия. Если его заставали в кабинете, то он либо работал на печатной машинке, либо читал Библию. Именно Библию, а не только Новый завет. Это человек страшно загруженный, очень много путешествующий, постоянно общающийся с людьми, — но каждую свободную минуту он берет в руки Библию. Он не протестант, не выходец из баптистов, традиционный православный человек. Монах. Почему же в его руках Библия? Он вкушает Слово Божье. Ест Его. Впитывает. И не нужно стесняться неподходящих выражений людям, вкушающим Тело Своего Бога. Апостолы всё время говорят о том, что Слово Божье питает нас, говорят о словесной пище, буквально о том, что слово Божье есть пища, вкушать которую мы не то, чтобы должны, правильнее сказать, что это должно стать нашей потребностью. Как вкушение пищи. Мы кушаем не потому, что надо, а потому что хотим. Рожденный от Слова жаждет вкушения Слова, жаждет питаться Словом. И по мысли апостольских посланий это питание Слово Божьим не заменяет и не заменяется Причащением. Иоанн Шанхайских жил именно так, ежедневно причащаясь, и ежедневно всякую удобную минуту питая себя Словом. Не потому, что «так надо», а потому что он «не мог по-другому». Душа требовала этой пищи. Не ум только, как ум мыслителя или богослова, а вся душа. Он укреплял себя этой пищей, как мы укрепляем себя хлебом, вином, встречами с друзьями. Истощая себя в любви, в служении людям он питался Словом Божьим, черпая из него саму способность быть, жить, отдавать. Это не было правилом, вычиткой, источником вразумления и вдохновения, это было потоком Живой Воды, которой он питал себя, чтобы потоки текущие из него не иссякали. И для него, подчеркну, чтение слова Божьего и причащение было одним и тем же действием, целостным, не исключающим одно другое, а именно цельным взаимообусловленным действием. Рожденный от Бога Слова питается плотью Бога Слова и Словом Божьим. Как человек не есть только тело, и только ум, или только чувства, так и питаться он должен и тем, и другим, и третьим – всё это и будет пищей для полноты пребывания в Боге.
Важно и то, что читал он не только Новый завет, но всё Слово Божье. Это общая практика всей древней Церкви, которая знала Священное Писание или Слово Божье и не делила его на Ветхий и Новый заветы. И когда апостол Павел пишет Тимофею, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен», то он подразумевает именно ветхозаветные Писания, ибо других еще нет. Если святые черпали в ветхозаветных Писаниях столько мудрости и силы, то почему нам немощным отказываться от этих живоносных слов, силы Святаго Духа. Но если кто и немощен в вере, то пусть черпает силы в живоносных словах Нового Завета, как в Евангелии, так и в апостольских посланиях, но именно черпая, а не формально вычитывая положенное количество строк или глав. Главное припадать к Слову Божьему как к роднику, впитывая и утоляю жажду. Потому что Библия, Слово Божье – это Жизнь, а не только и не столько назидательная литература.
- Изучение и частое перечитывания Житий святых. Вообще святитель Иоанн знал жития святых с детства. Он на них и вырос, и благодаря им, вырос именно таким. Но и став юношей, а потому молодым монахом он все время вплоть до зрелого возраста перечитывал жития святых. Он знал эти жития в подробностях, мог рассказывать о них долго и интересно, он любил святых, что особенно замечали его современники во время исполнения им службы этим святых, посещению мест упокоения святых или места их трудов. Именно поэтому он обратил внимания на святых запада, которые трудились и просияли в подвиге до того, как раскол отравил западную церковь. Он знал их жизнь, помнил их имена, чтил их память, рассказывал о них своей пастве. Но нам важно сейчас отметить, что именно жития и помогли стать ему светильником, сияющим во тьме, подвижником, подлинным святителем Церкви.
Человек должен иметь перед глазами образец, который станет для него тем человеком, которому он захочет подражать, к славе и статусу которого он захочет стремиться, качествам которого захочет соответствовать. Кухулин, Геракл, Одиссей, Ахилл, Зигфрид, Роланд или Рыцари Круглого стола и были такими героями, рассказы о которых вдохновляли мальчишек на подвиги. Потом были путешественники и ученые, моряки и врачи, герои-солдаты и великие полководцы. Рассказ о первых сестрах милосердия породил движения, в которое влились тысячи девушек и женщин по всему миру. Рассказы о покорителях Севера воспитали плеяду полярников. Великие путешественники выросли на рассказах о первопроходцах. Человеку необходим образец. Сейчас рассказывают о других героях, показывают фильмы про других людей, что же удивляться, что все мы хотим достичь высокого социального статуса, комфортной жизни, потому что так живут наши герои. Жития Святых всегда были тем необходимым элементом воспитания, который помогал воспитать подвижника христианского служения, молитвенника и постника. Именно внимание к опыту великих отцов и матерей Церкви возбуждал в человеке ревность подражать их подвигу. Именно чтение житий приводило к тому, чтобы воспламенится жаждой подражать, как и пишет об этом апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:7,8). Чтобы ревность наша возгорелась, чтобы потом этот огонь не угас крайне необходимо постоянно поучаться в изучении опыта и жизни подвижников, которые жили прежде нас, то есть прикасаться к вере наших отцов. Вместо этого мы смотрим сериалы, читаем романы, заглядываем на ток-шоу и смотрим фильмы, где главные герои – боевики или люди так или иначе достигающие высокого социального статуса. Чего же удивляться, что мы постоянно унываем, что нам трудно молиться и еще труднее поститься, что у нас нет сердечного горения, что душа не воспламеняется любовью ко Христу. Откуда взяться этой любви, если мы не Слова Божьего не читаем жадно, ни Жития Святых – вот и остаемся теплохладными, унылыми, не способному не к какому доброму делу.
Хорошие уроки, однако.