Сегодня обратимся к 10-й главе I Послания апостола Павла к Коринфянам. Начнем с небольшого отрывка с 1-го по 4-й стих. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».
Этот отрывок читается на Крещение Господне и повествует об известнейшем ветхозаветном сюжете, – как израильский народ во главе с Моисеем, спасаясь из египетского рабства, переходит через Чермное море. Это огромное количество человек. Потом подсчитали – более 600 тысяч только мужчин, способных носить оружие, стало быть, людей было гораздо больше миллиона. И вот это все количество людей остановилось перед Чермным морем. За ними гонится войско египетского фараона, и все чувствуют неминуемую погибель. Но Моисей простер жезл на море, воды расступились, и израильский народ прошел через Чермное море.
Интересен сам момент прохождения. Как сказано, стояла вода слева и справа, то есть там стена воды, и там стена воды. В любой момент эти стены могут сомкнуться, – а они идут вслед за Моисеем. Потому что верят. Читать об этом легко, но прожить это чрезвычайно сложно. Это не через ручей, не через реку перейти… Каждый понимает, что волны могут сомкнуться в любой момент. Моисей идет, и я иду за ним. Значит надо в Моисея верить, чтобы идти за ним через огромные пласты воды, которые ничем не держатся. Откуда я знаю, может, нас ведут на смерть, может, нас просто хотят похоронить в этих водах? Надо верить в Моисея и идти за ним след в след, шаг в шаг огромному количеству людей.
И они поверили, – ведь и за спинами была смерть, такая же реальная, как и смерть в водах. Они были зажаты между двумя смертями. И единственная надежда, которая у них была, – это идущий впереди Моисей. Им больше ничего не оставалось, либо поверить и идти за Моисеем, либо так или иначе погибнуть. Они поверили, и столп облачный покрыл их, скрывая их от преследователей, от египтян.
Народ, проходящий через водную глубину, верит в Моисея, и на всех опускается облако. Облако же это, кто читал Ветхий Завет, знает, это – присутствие Божие, Сам Бог захотел шествовать со Своим народом. Моисей Его умолил, говоря, что если Ты не пойдешь с нами, то и нам незачем идти, и Господь пообещал, что Он будет с ними столпом облачным днем и столпом огненным ночью, чтоб ни один израильтянин не усомнился, что с ними идет Бог. Облако покрыло их, то есть они все были в Боге, все были как бы объяты благодатью Божией. Это облако, которое покроет благодатью храм, который построил Соломон, покроет скинию, которое увидят апостолы на горе Фавор… Это знак присутствия Бога, это благодать Святого Духа, и каждый, кто был в этом облаке, был причастен к благодати Святого Духа.
Но шли они через эту смерть, веря в Моисея, ведь они никого другого не знали, не знали, что Моисей пришел во имя Бога, так как Бога еще не видели, в завет с Ним еще не вступили. Они просто верили, что Моисей есть пророк Божий, что Моисей послан Богом, что Моисей приведет к жизни. Вспоминая этот исторический эпизод, апостол Павел указывает, что он дан нам в наставление, чтобы мы из прообразов, теней, пророчеств могли лучше понять, что с нами сейчас происходит.
Ведь проблема духовной жизни в том, что она невидима. И события, духовно нас преображающие, не видимы для нас. Они ощутимы, если мы с верой приходим к таинствам, но они невидимы. Чтобы понять, что с нами происходит, нужны действия, называемые обрядами, которые обрамляют таинства невидимые и образы Священного Писания. Они лучше помогают понять, что происходит с нами в таинстве, что с нами происходит в момент, когда мы, например, крестимся.
И образ исходящего народа и Церковь так восприняла. До сих пор, продолжая традиции апостола Павла, объясняя людям, что с ними происходит в Крещении, мы вновь и вновь опираемся на образы Ветхого Завета. Именно Ветхий Завет помогает объяснить, что происходит с человеком невидимо в таинстве в эпоху Завета Нового, очень много помогает понять в происшедших с нами изменениях, в том, что нас ожидает после того, как мы крестились.
Человек, когда крестится, исходит из земли рабства, из земли, где он был пленником греха, исполнял не то, что должен, не то, что хотел. Он исходит из плена, когда его просто использовали, – никакого отношения к его подлинному счастью это не имело. И вот от этого рабства человек через Крещение восходит в сыновство Божие. Вдруг он узнает, что на самом деле он, бывший некогда рабом, – сын Божий, его ждет наследство, ждет Царство Небесное, Земля Обетованная, его ждет Небесный Отец, Царь мира – Царь космоса по-гречески, Царь вселенной, Который готов весь этот мир дать каждому из нас.
Вернуться к списку