Но мы знаем, что поступок Авраама, все то, что произошло с ним тогда, когда от него потребовалось принести в жертву сына своего Исаака, – это было прообразование той Жертвы, которой и будет искуплен род человеческий. Первенец, который может искупить, первенец, который может очистить мой грех, первенец, который может примирить меня с Богом, первенец, жертву которого единственную готов с любовью принять Господь, – это есть Первенец Божий, Единородный Сын Небесного Отца.
Как говорят некоторые толкователи Священного Писания, Господь потому и не принял жертву Авраама, что она была бесполезной, она бы ничего не дала. Он показал: да, это великая вера, но эту жертву Я не приму. Я приму от человека только одну Жертву, а именно – Собственного Сына Иисуса Христа, который Сам, по Своей воле принесет Себя в жертву за грехи. И этой Жертвой Искупления и будет очищено все естество человеческое.
Вот этим пророчеством, очень глубоким, многозначным Дух Святой устами пророка Михея свидетельствует, что есть только одна жертва, способная угодить Богу, ведь угодить Богу – это значит примирить Бога со мной, с человеком. Только одна жертва и способна это сделать – это Кровь Иисуса Христа. И Дух Святой через пророка Михея свидетельствует, что как раз Бог говорит: чем Мне угодить? Первенцем Моим, Плодом Чрева Моего, то есть Единородным Своим Сыном. Вот чем может угодить Мне человек, – единственной Жертвой, которую Я приму.
Это действительно великое дело, великий дар Божий – понимать, что любой человек, верующий или неверующий, к какому бы народу он ни относился, в каком бы уголочке земли он ни жил, какие бы дела хорошие или плохие ни творил, он живет и получает все неисчислимые милости Божии и долготерпение Божие, и даже надежды на прощение в будущей жизни, только потому, что 2000 лет назад в далеком Иерусалиме Сын Божий умер на Кресте.
Верим мы в это или не верим, но возможность примирения с Богом доступна нам только потому, что Он это сделал, что Он принес веру. Но это единственное, что Бог принимает, больше ничего Он от нас не хочет, никакой иной жертвы Он от людей не ждет. И всякая другая жертва, об этом говорит в своих посланиях апостол Павел, не чиста, а иногда даже богохульна, в том смысле, что она делает праздной жертву Иисуса Христа.
Особенно это плохо тогда, когда человек, совершая нечто для Бога, начинает уповать на свои труды, совершенные с жертвенным рвением перед Лицом Бога, и ждет за это благодати, помощи, даров. Это невозможно. На самом деле, все мы живем только милостью Божией, излившейся на нас благодаря Жертве Иисуса Христа. Бог ждет от нас веры, ждет благодарности, а если ждет жертвы, то совсем по другим причинам и совсем с другими целями совершаемой. И особенно жертвы, предпринимаемой верующими рабами Христовыми по отношению к ближним своим. То есть Он принимает эту жертву не к себе, а жертву, которую мы даем ради ближнего своего.
Поэтому пророчество Михея этим и завершается: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» – по мысли пророка Михея, Господь принимает от человека две вещи – то, что человек не в состоянии сделать, – принести Жертву Христову, то, что возможно только по особому домостроительству Божию, то есть дело, совершенное Иисусом Христом, и принять эту Жертву верой, поверить, что Кровь Христова сильна очистить его от всякого греха.
И второй дар принимает Бог от человека – это справедливость, милосердие и смиренномудрие. Именно в этих трех составляющих есть нравственное правило, по пророку Михею, и не только по этому пророку. Если мы попытаемся прочитать все писания отцов, подвижников и проанализировать эти писания, мы придем к тому же самому. Святые отцы об этом и говорили: надо жить справедливо, милосердно и смиренно. Эти три вещи необходимы для человека.
Вернуться к списку