Наша беседа будет посвящена Книге пророка Осии и некоторым очень интересным, я бы даже сказал, знаменитым, пророчествам из этой Книги. В Книге пророка Осии Израильское царство представляется в образе жены, которая постоянно изменяет своему мужу и бегает за тем, кто предложит ей более богатое приношение: она бегает за своими любовниками, потому что они дают ей то сладкий виноград, то богатые плоды, то какие-то драгоценные одежды, то еще что-то.
Важно понимать, что речь идет не о женщине – это всего лишь один из поэтических образов, которыми наполнена Библия, а речь идет о государстве, которое ищет материальных благ и ценностей где угодно, только не от Бога. И оно готово служить любому богу, готово вступить в любой союз с любым государством, если от этого будут какие-то материальные, политические, эконмические выгоды. То есть речь идет именно о политической, духовной структуре государственного управления – не только о том, что люди поклоняются идолам, но о том, что они поклоняются иным богам только потому, что соседние государства, поклоняющиеся этим богам, на их глазах достигают процветания.
Почему израильский народ поклонялся той же Астарте или Ваалу? Потому что Финикия, где процветали их культы, была одним из богатейших и экономически развитых государств того времени. И люди хотели поклоняться чужим богам (Исх. 31) не только потому что их культ был более доступен, но и потому, что они видели, что государства, поклоняющиеся тому или иному богу, достигали процветания.
И Господь свидетельствует, что поклонение иным богам или заключение союза с теми, кого Он не определил в союзники, или тем более, как свидетельствует пророк Осия, когда ставят царя, военачальника или судью не по воле Божией, а в угоду себе, есть прелюбодейство, измена. Ведь в данном случае люди ищут возможность получить благо не от Первоисточника всякого блага, но иным путем.
И образ прелюбодейной жены рисуется – дальше Господь свидетельствует: «и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь».
А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала».
Это очень тонкое, глубокое, важное свидетельство Духа Божия, которое необходимо помнить и по отношению к жизни отдельного человека, и по отношению к судьбам народов и государств. Все благо, которое получают народы, есть дары Божии. Всегда и безусловно. Даже если они из этих даров, из этого богатства делают храм иному богу или золотого тельца, или поклоняются самим себе, или строят Вавилонскую башню, – в любом случае эти блага посылаются от Бога. И если народ не исповедует всем сердцем и всем существом своим, что Источник этих всех благ Господь, а будет упорно, надмеваясь все больше и больше в своей гордыне, думать, что его рука или какой-то иной бог дает ему эти блага, то он будет отвергнут, уничтожен, его корень будет иссечен, и никакого имени от этого народа не останется, хотя до времени Господь и позволяет всему этому происходить. Вот это очень важно.
Народ, считающий себя особенным перед очами Божиими, (вот как мы свидетельствуем «о богохранимой стране нашей»), должен всегда помнить, что Источник всякого, в том числе и экономического, и политического благополучия, и военной мощи, и всякого иного процветания есть Господь. И только наша верность Ему, наше упование всегдашнее, во всех скорбях и обстоятельствах жизни, всегдашнее упование на него и будет основой процветания именно нашей страны. Что бы мы ни делали, в какие бы маневры геополитические ни входили, мы должны помнить, что все это действенно будет только до тех пор, пока мы это освящаем молитвой и упованием на Бога. Если мы забываем об этом, если отвергаем, то все это Он «развеет, как прах на гумнах», как говорит пророк (Дан. 2, 35).
Теперь перейдем к пророчествам, которые есть в Книге пророка Осии. Во-первых, это пророчество из 6-й главы: «И оживит нас через два дня, а в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его».
Пророчество говорит о смерти и Воскресении Иисуса Христа, событиях, связанных со страданиями, переживаемыми во дни Страстной седмицы. Речь идет о том, что Господь сначала сходит в ад и оживляет тех, кто там находится. Он освобождает ад, и поэтому в Великую Субботу все меняется в храме с черного облачения на белое. Хотя еще не пропели «Христос Воскресе!», но поется трогательное песнопение «Да молчит всякая плоть человечья». И поется это песнопение уже при белых облачениях: Церковь свидетельствует, что в то время, когда ученики еще пребывают в печали, потрясенные Его смертью, по миру уже разливается радость. Только это мир невидимый: Он сходит в преисподнюю, в бездну земли, где заключены люди, умершие от Адама до последних дней, до смерти Иисуса Христа, и всем этим людям возвещает великую радость Своего Пришествия и оживляет их, дарует им жизнь. Поэтому на классической иконе Воскресения Христова, точнее обозначаемой как Сошествие во ад, изображается Христос, спускающийся и сокрушающий твердыни адовы и выводящий Адама и Еву, – им Он первым дарует жизнь из умерших, как и обещал то им еще в раю.
Вернуться к списку