Если Я и возвращу израильский народ, – как бы хочет сказать Господь, – то только для того, что так должно быть: там должен Родиться Мессия, там должен прийти Спаситель мира Иисус Христос.
Это пророчество изречено примерно в 453 году до Рождества Христова, то есть в 453 году до Р.Х. был издан указ царя Артаксеркса о возвращении иудеев в город Иерусалим. 62 седмины и семь седмин – это получается 69 седмин, то есть 69 раз по 7 лет. 69 седмин до явления Христа. Если мы прибавим 69 седмин к 453-му году до Р.Х., то получится 30 год, то есть год, когда, мы считаем, состоялось Пришествие в мир Христа, когда Он был явлен миру. То есть родился Он раньше, но явлен Он был именно в 30-м году.
Свидетельство о том, что проповедь будет продолжаться половину седмины: дальше пророк Даниил пророчествует, что после предания смерти Иисуса Христа пройдет какое-то время, он это время не указывает (но потом укажет, что будет одна седмина, когда произойдет окончательное разрушение города Иерусалима). С 66-го по 73-й год шла известная Иудейская война, в ходе которой римскими войсками, то есть этим самым народом вождя, был уничтожен город Иерусалим, храм тоже был уничтожен, и никогда больше этот храм не был восстановлен – никогда.
Прошла уже не одна тысяча лет, и фактически на месте этого храма, как это ни покажется странным, не было ничего до того времени, как пришли арабы. Только арабы на месте храма стали строить свои сооружения, а до этого времени христиане абсолютно пренебрегали этим местом. Что удивляет еще в этом пророчестве, так это то, что в нем ясно говорится, что Христос будет предан смерти.
Действительно, как и сказано в Евангелии, негодовал, удивлялся и сердился Христос, когда Его ученики, не книжники и фарисеи, те-то мечтали о Его смерти, когда ученики зная, исповедуя, что это Христос, не могли слышать о том, что Он должен умереть.
Читается в воскресном Евангелии на Всенощном бдении о том, как два ученика, Лука и Клеопа, возвращаются из Иерусалима, и им является Христос, поначалу ими не узнанный. Они Ему рассказывают что произошло, и Он им говорит: «О несмысленные сердцем! Как же вы не можете верить тому, ведь об этом же все сказано!». И ведь действительно сказано! И о том, когда придет Христос, и о том, что Он должен быть предан смерти, что такова воля Божия, таков замысел Бога о явлении в мир Спасителя.
Все эти пророчества сбылись в точности по предсказанию Даниила, но на этом пророческие видения его не закончились. Он видит еще ряд видений, связанных с апокалиптическими животными. Одно, упомянутое в 7-й главе, не вдаваясь в подробности, хотелось бы рассмотреть. Даниил видит фактически то же самое пророчество о последних судьбах мира, которые видел во сне царь Навуходоносор (только тому эти всемирные империи были явлены в виде разных частей единого истукана). Даниил видит по-другому, потому что он все-таки не часть той империи, его взгляд – со стороны. Ему эти империи являются в виде страшных зверей. Очень подробно описано, насколько они страшные: лев с крыльями орла, или барс страшный, имеющий четыре крыла и четыре головы, или медведь с тремя клыками, торчащими из пасти, и в конце концов, зверь страшный, не поддающийся описанию, имеющий железные зубы. Тут показана подлинная сущность этих империй в очах Божиих. Мы говорили, что империи людям в них живущим представляют некоторую обеспеченность, стабильность, но в очах Божиих все это – звериная мерзость, узурпаторство: все империи претендуют на подлинное царство, которое должно быть на земле, но установить царство подлинное может только Бог. Любое царство, установленное на земле не Богом, будет иметь звериный, кровавый характер. И это надо помнить всегда, когда мы смотрим в глубь истории и пытаемся понять судьбы разных государств, особенно нашего родного.
Важно понимать, что любое самое замечательное государство имеет двойную природу. Оно может быть благом для подданных, но даже и тогда оно все равно проявляет в глубине своей звериный характер. Поэтому никогда не надо идеализировать ни один исторический период в истории как нашей страны, так и любого другого государства. Даже если там все было вроде бы замечательно, то, почитав, например, жития святых, мы увидим, что отнюдь не все было хорошо. Были какие-то внутренние вещи, которые показывали, что это все-таки не Царство Божие, оно обязательно проявляет либо свою бесчеловечность, либо свое равнодушие, либо свое безбожие, потому что мир все равно лежит во зле. И мечтать об обществе идеальном, справедливом обществе на земле верующий человек не может и не должен.
Вернуться к списку