Сегодня наша беседа будет посвящена Книге пророка Амоса. В ней всего 9 глав, но по содержанию книга очень насыщенная, напряженно насыщенная. Это практически одно непрерывное свидетельство о наказании, о гневе Божием. Размышлять по поводу этой книги чрезвычайно сложно, потому что слишком велик соблазн впасть в ложно пророческий, обличительный тон. Начнем с двух фрагментов. 5-я глава (7-й-15-й стихи): «О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? – Господь имя Ему!
Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов».
И еще один фрагмент (глава 6-я): «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии народа!… вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» Вот Я, говорит Господь Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне».
Вот такими обличительными словами наполнена вся небольшая Книга пророка Амоса. Важно понимать, что в принципе тема Книги та же, что и у пророка Ионы: наказание близко, Господь накажет, пророк пророчествует, но наказания можно избежать. Оно жестоко, оно справедливо, но оно отвратимо. Отвратить наказание, гнев Божий можно только если покаяться.
В данном случае пророк Амос не очень много на эту тему говорит, это общий дух, общий контекст Священного Писания, что любое пророчество, самое жестокое, может быть отвращено. И всегда пророки указывают не только, что вам будет то-то, то-то и то-то, а говорит, что надо сделать, чтобы это пророчество не сбылось. Покайтесь!
В данном случае пророк Амос говорит: научитесь делать правду, защитите бедного человека. Пророк Амос пророчествует такие жестокие вещи своим современникам, он пророчествует в Израильском царстве. О нем узнали, его услышали и пытаются заставить его замолчать. Вот почему он говорит: вы не хотите слышать обличений, потому что обличающий говорит, что вы живете неправедно, что надо жить иначе, а вы иначе жить не хотите. Вместо того, чтобы измениться и исправиться, вы хотите закрыть рот обличающему.
Но пророк Амос специально избран Богом именно для такого свидетельства. Поэтому, когда к нему пришли посланные от царя и сказали: не говори этого больше, не надо так пророчествовать, он отвечает с достоинством: а я кто такой? Разве я пророк? Разве я учился в пророческих школах? Разве я где-то начитался книг, чтобы так говорить? Я простой пастух. Но Бог сказал мне: иди, говори, и я не могу не говорить. Если Господь изрек слово, кто посмеет не пророчествовать? Может ли кто-то сопротивляться призыву Божиему? Я не могу. Вы можете со мной сделать все, что хотите, но я не могу замолчать, это выше моих сил. И этим он косвенно прообразует собой, собственно говоря, апостольское свидетельство, иногда – даже конкретные слова апостола.
Ведь апостолы тоже простые рыбаки, они нигде не учились, за редким исключением. Но когда их призвал Бог и дал им благодать Свою, они пророчествуют и остановиться в этом пророчестве не могут. Когда Синедрион пытается их остановить, он не может, даже узы не могут удержать апостолов. И апостолы, когда им запрещают говорить, отвечают, что не могут перестать. Они видели, совсем немного дней, чуть больше пятидесяти, прошло с того времени как распяли Иисуса Христа, и синедрион их вызывает на суд и говорит: «Замолчите!». А они говорят: «Мы не можем замолчать!». И действительно не могут. Синедрион замолчал – а они не могут.
Вернуться к списку