Каждый может сказать, что нет у нас никакого идолопоклонства. Но мы говорили однажды, что некоторым видом идолопоклонства является, например, надежда на себя самого или надежда на другого человека. Как каждый христианин поет: не надейтесь на князя, на сына человеческого, в них же несть спасения. Упование на другого человека есть род идолопоклонства, об этом свидетельствует еще пророк Иеремия. И очень часто мы недугуем этим, ожидая помощи от сильных мира сего, не надеясь на Бога. На самом деле, мы не хотим воздавать Богу славы, ища этого от других людей. Из контекста слов апостола Павла можно сделать и другой вывод – когда человек, видя, что вокруг пустыня, пускается в безудержное утешение вместо того, чтобы жить в этом мире со Христом, это неправильно.
Продолжим наши беседы по I Посланию апостола Павла к Коринфянам. Итак, 10-я глава. Мы остановились на словах апостола Павла, который обращает наше внимание на события истории израильского народа, изложенные в Ветхом Завете. Конкретно на то, что некогда израильский народ вышел из Египта, перешел через Чермное море и, пройдя через пустыню, вошел в Землю Обетованную. Апостол говорит, что этот путь по пустыне есть образ странствования всякого человека, уверовавшего в Бога и идущего в Землю Обетованную, которая всего лишь прообраз Царствия Божия. И сама пустыня есть прообраз человеческой жизни от Крещения до смерти, и каждый в своем странствовании от Крещения до смерти, которая есть для него врата в Царство Божие, призывается терпеливо стоять в вере, должен, несмотря на все сложные обстоятельства жизни, не дать этим обстоятельствам погасить своей первой веры, своего устремления к Царству Божию, к соединению с Богом.
А обстоятельства жизни именно к этому нас постоянно принуждают. Апостол Павел перечисляет искушения, которые бороли израильский народ, дает понять, что и нас борют те же самые искушения. Напомню слова апостола Павла:
«Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
Мы видели, что как израильский народ, так и нас, ныне шествующих по пустыне своей жизни, искушает похотливость на зло, то есть влекут нас страсти и злоба мира сего. Также мы искушаемся идолопоклонством и блудодейством. Далее апостол Павел говорит, что кроме этого мы можем начать искушать Бога и роптать на Него. Что значит искушать Бога? Это значит, что мы начинаем требовать, чтобы здесь и сейчас немедленно Бог подал нужное, как нам кажется, благо. Мы начинаем сейчас же ждать от Него чуда, оказываемся не способными к терпению и ждем, чтобы с нами обязательно что-то хорошее приключилось не только сегодня, но и завтра, и через год, чтобы всегда Бог посылал нам радости и утешение.
Каждый раз, когда постигает нас скорбь, мы не обретаем силы ее терпеть и начинаем дерзновенно (я бы сказал, дерзко) просить, чтобы это искушение отошло. И когда не отходит искушение, скорбь, мы начинаем изнемогать в вере. Мы говорим: «Так какой смысл тогда служить Богу, если он не откликается на нашу просьбу? Нам говорили, что Он – Отец, мы просим Его, а Он не исполняет. Нам говорили, что Он – Бог, мы просим Его о помощи, а Он не защищает. Он ведь такой сильный, могучий, богатый, нам деньги нужны, а Он не дает, нам защита нужна, а Он не дает, нам помощь нужна, а Он не помогает». Желание, чтобы Бог сейчас же исполнил то, что нам требуется, это и есть искушение Бога.
Когда мы забываем о том, ради чего вышли и как оказались в этой пустыне, тогда и возникает желание искушать Бога, требуя от Него чуда, требуя во что бы то ни стало сделать жизнь уже сейчас и здесь райской, бесскорбной. Многими скорбями надлежит войти нам в Царство Божие. И только тот, кто понял, что важен только Сам Бог, только то, что Он есть, а не какие-то блага, истинный христианин.
Вернуться к списку