Продолжим беседу по Книге пророка Аввакума. Мы остановились на ответе, который услышал пророк Аввакум, когда взывал во всенощном молении к Богу, стоя на башне, как сторож, и просил Его дать вразумительный ответ, почему происходят скорби народов, зло побеждается другим злом, гордыня одного народа сокрушается гордыней другого. И услышал ответ, что душа надменная не успокоится, а праведный верой жив будет. И вывод из этих слов: надменность всегда противоположна вере или, если это более понятно, вера всегда противоположна надменности. Гордый человек не может верить, и, наоборот, верит по мере своего постепенного смирения.
Обычно вере мешает не незнание Библии, не научное образование, не какие-то стереотипы, которые мы впитали в годы своей юности, когда увлеченно читали, чему-то верили, что-то слушали. Главная причина неверия – человеческая гордыня. Она мешает. И насколько мы можем ее победить с помощью разных приемов – молитвы, поста, дел милосердия, – настолько мы смиряемся, настолько и становимся верующими.
Вера есть тот канал, по которому благодать смирения вливается в наше сердце. И, наоборот, насколько наше сердце становится смиреннее, настолько крепче, глубже наша вера. Вера как упование на Бога, вера как ощущение своей непосредственной связи с Богом, вера как непрестанное припадание к Богу, которое совершается в сердце каждый день. Работаем ли мы, молимся ли, читаем ли книгу, воспитываем ли детей или отдыхаем с друзьями на пикнике, – если мы веруем, наше сердце непрестанно живет упованием на Бога и молитвой Богу, даже если это молитва в каких-то специально организованных действиях и не выражена.
Как говорят святые отцы, память Божия – это часто и есть молитва. Верующий человек всегда помнит о Боге, он всегда пребывает в памяти Божией. Если мы наблюдаем, задним числом анализируя или просто вспоминая, иногда это просто как озарение приходит, то видим, что в этот момент мы забыли о Боге: я так увлекся разговором, что забыл о Нем, работой, так засуетился, что забыл о Нем. А потом вспомнил. И именно потому, что я вспомнил о Боге, я понимаю, что было какое-то время, когда я о Нем забыл.
Так вот, мы забываем о Боге настолько, насколько мы горды. Дело даже не в суете, не в тех обстоятельствах, которые нас окружают. Яркий пример – Иоанн Кронштадтский. Он приезжает в какой-нибудь город, его встречают тысячи, общается одновременно с тысячами ли при этом никогда не забывал о Боге, всегда пребывал с Ним. Не количество людей, не дела, совершаемые людьми, отталкивают нас от Бога, а нечто иное, и это «нечто» и есть гордыня, которая живет в нашем сердце. Насколько мы можем ее побороть, насколько мы благодатью Божией выдавливаем ее из себя, настолько больше в нас веры и настолько реже мы забываем Бога.
А всякое забвение о Боге, просто в бытовом смысле этого слова, как говорят святые отцы, есть духовная смерть. Просто Бог не позволяет этому состоянию в нас закрепиться, не дает суете нас увлечь, но все, наверное, понимают – страшно умереть в состоянии, когда мы забыли Бога. Страшно, потому что на самом деле это и есть состояние, в котором живет наша душа: мы в данный момент были без Бога. Настолько это важно.
Вот что пророк Аввакум в своей книге понимает под гордыней. Он дает ей четкие, почти афористичные определения. Понятно, что это единое состояние, но проявляется оно в человеке по-разному.
Иногда человек может даже не подозревать, что это именно проявление гордыни. Об этом написано много у святых отцов. Они очень часто приводят цитаты из Священного Писания, иногда эти цитаты открыты, так сказать прочитываемы, видны, взяты в кавычки, видно, откуда взята ссылка. А иногда они цитируются имплицитно, то есть как аллюзия, косвенное цитирование – не всегда указывается, откуда взята эта цитата, просто человек, который знает Священное Писание, знает эти слова и знает, откуда они. Святые отцы не всегда имели текст Библии рядом с собой, чтобы знать, откуда они ее взяли, а текст Библии знали по памяти – или Мария Египетская, которая вообще не знала Священное Писание, в беседе с аввой Зосимой цитировала Священное Писание, разумеется, не давая никакой ссылки, потому что Тот, Кто вдохновил Священное Писание, Тот и вдохновил Марию Египетскую понести тот подвиг, который она понесла. Все в Церкви живет Святым Духом.
Вернуться к списку