Пророк Иоиль интересен и тем, что очень ярко, очень интересно описывая нашествие страшного народа, сокрушающего все на своем пути; он свидетельствует (это 2-я глава):
«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?». И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой».
Упоминание о посте не случайно. Оно и предваряет рассказ о страшном нашествии великого народа, и завершает его. Вставка с призывом о посте помещается между свидетельством о нашествии и главой, повествующей о Страшном Суде, последнем суде над всеми народами, которые соберет Господь в долину Иосафатову. Господь через пророка Иоиля свидетельствует, что, – несмотря на то, что все определено, что есть какие-то времена и сроки, о которых человек может только догадываться, – последние судьбы человечества находятся сугубо в руках самого человечества. Если человек способен к посту, к сокрушению, к покаянию, к смирению сердца, то только этим он может отодвинуть даже наметившуюся кончину мира.
Здесь не надо смущаться, что апостолы, вообще свидетели первых веков христианства, говорят о скором Пришествии Христа в мир. С точки зрения благовестия, которое услышала Церковь, благовестия Христова, сколько бы времени не осталось, оно действительно последнее: Христос уже пришел, и Суд уже возвещен, и фактически смертный приговор миру сему уже подписан тем, что этот мир не узнал, не принял своего Создателя.
Но в то же время это свидетельство показывает, что последний момент мира может наступить в любой момент. И он зависит не от того, судил этому Бог быть или не судил. Он зависит в значительнейшей степени от того, насколько люди приближают или отодвигают окончание мира.
И способ отодвигания конца мира – это именно пост, но не просто как воздержание в пище: тут подчеркнуто, что речь идет не только об этом. Человек должен оставить жизнь, полную внимания только к суете мира сего, должен вспомнить о вечном, то есть испугаться хотя бы за то, что сейчас решается его земное бытие. И ради сохранения обычного хода бытия человек должен обратиться к Богу всем сердцем, умолить Его – и не только умолить, а самого себя поднять из той бездны, в которую погружается, вспомнить о Боге, устремиться к Небу и тем продлить земное бытие. Именно потеря связи человека с Богом приводит к тому, что мир погружается во тьму. Чтобы предотвратить погружение во тьму, человек должен устремиться к свету.
Вернуться к списку