Итак, пророк Амос как бы с самим собой говорит, что будет, когда Бог действительно пошлет пророчествующих… Например, апостол Павел. Он был разносторонне образованный человек из раввинистической среды. Но всю свою мудрость и достоинство, которым он мог бы гордиться, он вменяет ни во что! Он говорит: «Я не в книгах прочитал про то, что вам сейчас говорю. Но Христос пришел в мир и сказал мне: Вот это делай, это говори». Причем очевидно, что засвидетельствованное апостолу Павлу Христом, – это свидетельство, уникальное в своем роде, неповторимое. Апостол Павел, например, говорит такие вещи: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» и дальше рассказывает о Причастии. Хорошо апостолам, которые были на Тайной Вечере, видели и слышали Иисуса Христа, Который заповедовал им так творить! Апостола Павла не было там, – и он говорит в Первом Послании к Коринфянам о необходимости Причащения: «Ибо я от Самого Господа принял тó, что и вам передал». А ведь ни одного слова Иисуса Христа в его земной жизни апостол Павел не слышал! Что было за свидетельство Господа апостолу Павлу, мы даже догадываться не можем, но это было нечто из ряда вон выходящее, это было уникальное свидетельство.
Он подчеркивает: «Я не пошел советоваться с плотью и кровью, когда получил свидетельство Иисуса Христа. Но я пошел в Аравию, в пустыню, пробыл в пустыне, как Христос, положенное время, потом явился и начал проповедовать». И только когда были принесены некоторые плоды проповеди, ему стали пенять: «Кто ты такой? Откуда пришел?», и он отправился к апостолам, чтобы спросить – то, что он говорит, разделяется всей Полнотой Церкви или не разделяется? И когда получил подтверждение, то пошел дальше смело проповедовать, получив свидетельство от Церкви.
Церковь – это важнейший инструмент удостоверения истинности. Вот к этому образу отослать бы всех новоявленных сектантов, возникающих хоть в католической, хоть в протестантской, хоть в православной среде. Все они ссылаются на то, что им было откровение свыше. Но при этом, когда им Церковь свидетельствует, что их откровение ложное, они слушают свое откровение, а не голос Церкви. Апостол Павел так не делает. Он тоже получает откровение свыше, но он поспешил к Церкви узнать: то, что он говорит, действительно церковное учение или нет? И только получив удостоверение, смело стал проповедовать дальше.
Апостол Павел не считается со своей бывшей раввинистической средой, когда ему говорят: замолчи! Когда его бывшие друзья, раввины, фарисеи обрекают его на смерть, он их не боится, а идет и говорит то, что нужно. Он так говорит: если бы сейчас я искал благоволения у человеков, то не мог бы быть апостолом Христовым.
Вот об этом стиле поведения, об этом пламенном свидетельстве своим появлением свидетельствует пророк Амос. То есть бедный пастух, получив свидетельство, говорит вещи, которые всех приводят в трепет. У него нет ни авторитета, ни силы, ни высокого социального статуса, как у пророка Исаии, но он говорит, и никто не может заградить его уста.
Еще очень интересный момент Книги пророка Амоса, который тоже находит продолжение в Деяниях святых апостолов. 7-я глава Деяний посвящена речи архидиакона Стефана перед Синедрионом. Речь вдохновенная в прямом смысле этого слова – вдохновенная Духом Святым. Не случайно все видят лицо Стефана как лицо ангела, сияющим, потому что он весь охвачен этим огнем. Именно по этой причине свидетельство этой речи для нас, пытающихся понять, что Бог хочет от Церкви и то, от чего нам надо стараться избавиться, чтобы сохранить верность Христу, очень важно.
Вернуться к списку