Продолжаем наши беседы по Первому Посланию апостола Павла к Коринфянам. Напомню, что мы исследуем 8-ю его главу, где апостол Павел говорит об употреблении в пищу идоложертвенного мяса.
Мы говорили уже, что апостол Павел свидетельствует очень ярко, что идол в мире – ничто. Есть интересное замечание у апостола Павла в связи с этим: «…мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».
Вот такое упоминание, что, возможно, что в мире есть много интересных существ, которых можно назвать богами, господами. Мы не знаем, что это за существа, не знаем, где они обитают. Может, это указание на духов, которых боготворили античные греки, указание на каких-нибудь духов рек, озер, лесов, ангелов-хранителей народов, континентов, областей, гор и так далее. Мы не знаем, так это или нет. Одно только можно сказать более или менее определенно: что апостол Павел говорит о разумных ипостасных существах, которых много и на Небе, и на земле. И не все они суть бесы. А ангелы они или что-то другое, мы не знаем.
Конечно, сознание человека, фантазия его, духовный опыт всегда готовы напряженно искать контакта с этими существами, чем бы или кем бы они ни были. Человек всегда отзывается на попытки этих существ вступить в контакт, он всегда ищет знания, полученные от этих существ, легко отзывается на всякие попытки вступить в общение с ними. И сердце наше волнуется: «Это же есть некая тайна, нас от этой тайны заслонило христианство, представление об одном Боге, но есть некая непознанная область в мире, на Небесах, о которой мы ничего не знаем. Вот бы узнать!». И человек напряженно ищет обходных путей, не ведущих непосредственно к Богу, – и, разумеется, всегда находит их.
Но для верующих, для людей Церкви апостол свидетельствует: все это не просто обходные пути – это ложные пути. Путь один – нам дана возможность непосредственно общаться с Богом, возможность во Христе иметь доступ к источнику всего сущего, к источнику всей возможной благодати. Припадая к этому источнику, мы можем получить любое знание, любую силу, любое откровение, которое нам полезно.
Другое дело, что нам не все полезно. Об этом говорил апостол Павел: «Не все полезно в этом мире», ведь мы еще в странствии, еще действуют в этом мире зло и грех – можно увлечь нас с единственного пути, ведущего к вечной жизни, какой-нибудь особой тварью (то есть особым творением, особым духом – или даже и не духом) заслонить от нас Бога: человек очень падок на чувственное, очень удобно отвлекается от путей веры. Свидетельств на страницах Ветхого Завета немало, как невообразимо труден путь веры, путь духовного служения Единому Богу. Израильскому народу насколько тяжело это давалось, хотя Бог ничего невозможного не требовал и всегда был снисходителен к народу Своему. Но они искали иных путей, лишь бы только усладить чувственность, лишь бы только не было этого напряженного подвига веры, и готовы были на самые изуверские поступки, на самые отвратительные и гадкие, противоестественные дела. Речь идет не только о похоти – о принесении в жертву собственных детей, например. Люди выбирали это, лишь бы только служить чувственному духу, с которым можно вступить в общение сейчас же, который не требует подвига веры.
Апостол же подчеркивает: именно то, что у нас есть Единый Бог и доступ к Единому Богу во Христе, и есть полнота, а не недостаток. Мы обращаемся к Отцу светов, к Творцу духов, к Творцу всего существующего так, как не может к Нему обратиться никто из сотворенных Им существ. Только во Христе человек имеет необыкновенное дерзновение перед Богом.
Вернуться к списку