Продолжаем наше исследование Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Напомню, что мы обратились к первой половине 11-й главы этого Послания – с 1-го по 15-й стих, где апостол Павел говорит формально о важности того, чтобы женщина покрывала голову свою во время молитвы. Но для него это повод отметить, что такой ничтожный, казалось бы, элемент, как покрытие головы, является знаком иерархичности не только семьи, но и бытия.
Важно понимать, что свобода, с точки зрения и древних и с точки зрения Священного Писания, это не хаос, свобода – это упорядоченность. Только то, что упорядочено, соразмерно и красиво. По-настоящему свободно только то, что некоторым образом соразмерено и соподчинено внутри своей системы.
Кто более свободен? Красивый, сильный, гармонично развитый человек или инвалид без ноги, без руки, с искаженным лицом, лишенный образования или вообще рассудка, чтобы получать это образование? Естественно, тот, кто более развит. И чем более гармонично он развит, чем более красив человек, тем он более свободен. Чем он более разумен, чем более соответствует природе человека, тем более свободен.
Для античных греков это было чрезвычайно важно – для них гармония и свобода были синонимами. И потому они учили свих мальчиков не только заниматься гимнастическими упражнениями, но любой мужчина должен был уметь – не просто понимать поэзию, но и писать стихи, не только слушать музыку, но и петь, не только сильным быть в бою, но и понимать очень тонкие философствования. Это гарантировало, что он будет свободным. Человек, лишенный знаний, не развивающий свои природные силы, не может быть свободным.
И это очевидно не только для античных греков. Любой, хоть сколько-нибудь здравомыслящий человек, размышляющий над жизнью, человеческим бытием, поймет, что это естественно. Атлет, развивающий свое тело, или ученый, занимающийся исследованием какой-то проблемы, более свободен, чем человек, который не знает, куда себя девать, не знает, какая у него цель вообще. Какая же свобода? Он сегодня пошел туда, завтра сюда не потому, что этого хочет, а потому, что не знает, чем ему заняться. На самом деле он просто «прожигает жизнь».
Да, в наше время это называется – свобода. Но если поразмыслить над этим с точки зрения обыденного здравого смысла, каждый поймет, что к свободе это не имеет отношения, что свобода предполагает развитие всех сил человека, чтобы применить эти силы в том, что он считает достойной целью для своего человеческого бытия. Только тогда можно говорить о о какой-то свободе в отношении самого себя.
Если я не развиваю свои силы, если не знаю, чего хочу, для чего эта жизнь и куда мне себя девать, то на самом деле я – расслабленный человек, у меня расслаблены воля, разум и сердце. Какая же свобода? Свобода лежать на диване и ничего не делать – это ли свобода? Другое дело – человек атлетического сложения, образованный, воспитанный, знающий, чего он хочет и достигающий поставленной цели. Кто же из них более свободен? Очевидно, что атлет как-то больше в нашем обыденном понимании соответствует статусу свободного человека.
На самом деле, мало кто отдает себе отчет, что слова апостола Павла об аскетике и наше представление о мужчине атлетического сложения – это понятия одного порядка. Мы видели уже на страницах Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, что он сравнивает себя (как и всякого любого аскета) с атлетом. Потому что слово «аскетика» первоначально относилось к физическим нагрузкам, физическим тренировкам: атлет постоянно тренируется, чтобы, в конце концов, победить на Олимпийских играх.
То есть «аскет» в изначальном смысле этого слова и «аскетика» – это упражнения человека, поставившего перед собой достойную цель. Любой человек, поставивший цель и делающий нечто, чтобы достигнуть этой цели, на языке и евангельского текста, и Корпуса Священного Писания, на языке древних, на языке европейской философии, считается свободным: свобода – это когда человек так может распорядиться собой и своими телом, временем, душой и обстоятельствами жизни, чтобы достигнуть поставленной перед собой цели. Человек, который этой цели не имеет, уже в силу этого не может считаться свободным. Ему надо сначала поставить цель, чтобы действительно показать, свободен он или нет. Если цели, соответствующей его средствам, у него нет, то он просто и не знает, свободен он или нет?
Поэтому часто и попадают люди в неприятную для них ситуацию, например, говоря: «Я свободен, вот сегодня пью, а завтра не буду пить, и вообще, когда захочу, тогда и брошу (неважно – пить, курить, колоться, развратничать, бездельничать)». Человек говорит: «Захочу – и брошу». Но когда говорят: «Захоти – с завтрашнего дня захоти!», а он действительно осознает, что он этого хочет – и ставит перед собой цель, вдруг он понимает, что не может этого сделать, что он не свободен и был не свободен все это время.
Вернуться к списку