Человек должен понять, что другой для него важнее, чем он сам. Ведь так пришел Христос. Не чтобы Ему служил кто-то, а чтобы Он Сам послужил другим. И Он служил, умалил Себя ради служения другим.
Что есть тайна Троицы? Когда каждое из Лиц, Ипостасей Святой Троицы всецело дает бытие Другим Лицам Святой Троицы. Никто, ни в одно мгновение вечности не считает бытие Своим, только так Они и являются Едиными в трех Ипостасях, как говорит об этом святой Максим Исповедник. И вот этот образ жизни – для другого, отдавание ему того, что я должен отдавать все время, всю силу, всю теплоту, все знание, все молчание, всю молитву, есть полнота христианской жизни. Тот, кто сможет каждое мгновение своей жизни жить в Боге для другого, тот достигает совершенства.
Но эта мера совершенства недоступна для человека, путь к этой вершине, может быть, бесконечен. Но каждый понимает, заглянув в собственное сердце, как сжимается наше маленькое человеческое сердечко от самой мысли об этом – как же так жить? Все время другому? Всю теплоту другому? Всю жизнь отдать другому? Не мгновенно, так, разом: «Возьми мою кровь», – и умереть, а вот так, по капельке, каждое мгновение своей жизни источать самого себя тому, кто по Промыслу Божию оказывается рядом с тобой. Это невероятно, невыносимо тяжело. Но именно такое понимание христианской жизни ставит перед нами бесконечную перспективу труда, делания и созидания самого себя в любви, как скажет об этом апостол Павел в Послании к Ефесянам.
При таком понимании христианской жизни ни у кого никогда не возникнет проблем с Исповедью и покаянием – каждый будет видеть, как этот маленький самобытный внутри каждого сидящий ветхий человечек живет, как он кричит, ругается, пищит от того, что он хочет, чтобы что-то было и для него же сделано. Он хочет и сам пожить, а не только все делать для Бога и для других. И каждый увидит, что это перспектива целой жизни, да и целой жизни будет для этого мало. И никто не может в этом до конца усовершенствоваться. Но тогда, еще раз повторю, не будет проблем с Исповедью, с покаянием, каждый будет видеть каждый день, каждый час, каждую новую Исповедь, как неправильно он прожил этот день, эту неделю, этот месяц, как силен в нем дух жизни для самого себя, дух автономного существования: никто не нужен, и я ни от кого не завишу.
Вот и борьба тогда станет предметной, тогда понятно станет зачем молиться, от чего поститься, что я хочу в результате этого получить, за что борюсь. Что же такое Царство Небесное, к которому я стремлюсь? Готов ли я к нему? Когда каждый в Царство Божие войдет, он увидит, что там выжить может только тот, кто научился жить не для себя, ведь в Царстве Божием все живут не для себя.
И далее апостол Павел, как бы возвращаясь к теме, которую он поднимал в 8-й главе этого же Послания, говорит:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
Стих 23-й говорит о том, что, хотя все мне, грубо говоря, можно, но не все мне полезно, не все меня назидает. «Назидает» – слово славянского происхождения, «созидать, строить, зодчий» отсюда произошло. То есть не все способствует строительству моей жизни во Христе, не все помогает мне созидать собственную жизнь – не просто полезно (есть вещи вредные и для здоровья, и для души), как несколько утилитарно понимают некоторые слова апостола Павла.
Вопрос стоит несколько иначе. Апостол Павел полезность рассматривает с точки зрения, если хотите, архитектурной. Не всякий элемент, сам по себе хороший, может использоваться в созидании именно этого здания. Может быть, липа хороша сама по себе, из нее можно сделать замечательные какие-нибудь резные ворота или ставни. Но если мы попробуем использовать ее для несущих конструкций 20-этажного дома, вряд ли она для этого подойдет, нужны другие материалы. И именно с этой точки зрения – не всякие вещи, сами по себе хорошие, могут быть полезны именно мне, именно для строительства моей жизни во Христе. И каждый, разумеется, должен знать самого себя – знать, что он может, что ему помогает строить свою жизнь, а что вредно.
Вернуться к списку