Почему люди получат радость? В контексте новозаветного Откровения мы знаем: лоза живая, и теперь снова они могут пить вино. Но не то вино, которое туманит мозги и пробуждает страсти. Это та лоза, о которой Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви, вы – порождение этой лозы, и как лоза Я дам вам новое вино. И это вино может изливаться на вас, и пить это вино вы будете именно в Духе Святом. Потому Я изолью Духа на всякую плоть, и радость на всякую плоть, потому что отныне возродилась лоза и появился источник радости в этой жизни».
Именно в этом глубинный смысл образа, который дает Христос Своим ученикам в Евангелии, в данном случае – в Евангелии от Иоанна. На самом деле, вино не является необходимым элементом жизни – это именно образ радости. Человек получает возможность радоваться. В своем творчестве, в своей жизни он получает возможность приносить плод радости, плод счастья для других.
«Без Меня не можете творить ничего», – говорит Христос в 15-й главе Евангелия от Иоанна. Он подчеркивает: человек может творить и приносить радость только через Меня и только во Мне. Понятно, что особым, если не единственным, проявлением радости является любовь. Слово это настолько девальвировано сейчас, что каждый понимает то, что хочет понимать. На самом деле, радость и любовь – вещи, неразрывно связанные: любовь как радость и радость как любовь. Потому что есть любовь и причастность любви Божией. Вот то вино, которое дает Христос миру.
Новая лоза выросла на Сионе, и эта лоза дает людям радость, потому что через эту лозу во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь.
Если бы мы говорили с вами на языке догматического богословия, то говорили бы о том, что есть замысел Бога о человеке и что в домостроительстве спасения человеческого участвуют все три ипостаси святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. И что Их дело единое и неразрывное. Дело, которое совершает Бог для спасения человека, не просто избавление от казни в юридическом смысле, а именно в органическом, в природном, даже, в данном случае, в биологоческом смысле.
Человек, как росток среди пустыни, сейчас чахнет и засыхает, потому что в нем нет жизни. И вот среди пустыни разрастается лоза, и через Причастие этой лозе мы все получаем Духа, через веру во Христа мы получаем благодать Святого Духа, в котором живем, в котором радуемся, который действительно является источником новой жизни.
Вот так можно рассмотреть эти глубинные явления, то, что мы называем Священным Писанием Ветхого и Нового Завета. Они действительно в своих глубинах, в своем первоисточнике неразрывно связаны.
Может быть, на первых порах, когда мы только пытаемся понять и соотнести различные части Библии, то или иное толкование, те или иные параллели и пророчества нам кажутся странными, мы не можем понять всех аллюзий, всех символов. А просто читаем притчи Христовы, воспринимаем их вне глубинного контекста, не осознавая, что на самом деле об этом же и этими же символами говорили пророки, давая понять, что Тот, Кто придет, – новый Пророк, Христос, Мессия. И Он не только скажет те же слова,
Он придаст этим словам окончательный смысл и силу.
Теперь обратимся к самому этому пророчеству, глава 2-я Книги пророка Иоиля.
«И будет после того, (имеется в виду после страшного нашествия великого народа) излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.
И покажу знамения на Небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма.
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь».
В этом пророчестве подчеркивается, что оно относится к событиям, имеющим ясную историческую основу.
Вернуться к списку