Вернуться к списку

Лекция 26.2. Исторический контекст книги Иеремии



В прошлой беседе мы говорили о том, что пророк Иеремия от лица Божия Духом Святым обличает жителей Иерусалима в четырех великих грехах, которые несовместимы с благобытием человека и вопиют к небу о справедливом возмездии. Первым из этих грехов является идолопоклонство. Израильский народ отверг Бога и стал поклоняться иным богам и идолам. Смысл даже не в том, что, слепив какую-то фигурку, мы называем ее своим богом, а в том, что мы что-то в мире чтим больше, чем Бога, неважно, что именно – высшее образование или деньги, власть или Родину, любимого человека или детей, животных или чипсы. Главное, что это «что-то» становится для нас важнее, чем Бог. Ради служения этой вещи мы готовы забыть все на свете, попрать все заповеди Божии, жить только этим вожделением и страстью. Но человек по факту своего создания может служить только Богу и черпать жизнь только в Нем. Когда человек ищет источники радости и счастья вне Бога, это уже является грехом. Если он их ищет, не может найти и затем возвращается к источнику, это полбеды, но когда он ищет и находит колодец мутной воды и говорит, что эта сточная канава и есть то, ради чего создан человек, что это и есть счастье, он грешит против Истины. Не радость он называет своей радостью, не любовь – любовью, а измену – добром, страдание и горе – удовольствием, и это всё взывает к справедливому возмездию.
Пророк Иеремия говорит, что есть два вида идолопоклонства. Они нам очень хорошо известны, понятны. Во-первых, это когда человек надеется сам на себя, и во-вторых – когда человек надеется на другого человека. По поводу первого Господь говорит, что если вы сами себе господа, то и спасайте себя сами, не ждите помощи от Бога, не взывайте к Нему, когда вам плохо. Вы сказали, что сами можете себя спасти, – так спасайте! От горя, катастрофы, пожара, болезни, нашествия иноплеменников – спасайте! История человечества и нашей страны в частности знает немало примеров, когда люди, надеясь сами на себя, в конце концов приходили к мысли, что надежда эта суетна, они не могли изменить ту судьбу или то наказание, которые послал им Бог. Не могли они спасти себя сами, не могли спасти от беды своих близких, потому что человек ограничен. На всякую силу найдется еще большая сила. Всегда есть такие катастрофы, болезни и немощи, с которыми человек не может справиться. Поэтому если человек дерзко утверждает, что он может сам себе помочь и сам себя спасти, говорит, что надежда на себя – это и есть единственное, что досталось ему в удел, он отрекается от помощи Божьей. Горе человеку, который в тяжелых жизненных обстоятельствах не найдет в себе силы признать, что он ошибся, и не воззовет к милосердному Богу.
Касательно второго вида идолопоклонства – проклят человек, который надеется на другого человека и плоть делает своей опорой. Фактически надежда на другого человека – это отречение от Бога. Маленький ребенок не может отвергнуть руку отца, которая его держит, защищает, наоборот, он цепляется за нее. Так и человек: он нелеп и смешон, когда отвергает Бога, Который хочет помочь, спасти, защитить. Бог хочет провести человека по жизни, сохранив его целостность – физическую, душевную, духовную, и привести его в вечные обители покоя и радости, для которых он и был создан. Надежда на себя или на другого человека, независимо от того, великий ли это врач или великий политик, ученый или какой-нибудь колдун-экстрасенс, – это, конечно, суетная надежда. Если человек не может исцелить себя сам, не может по своему хотению избежать своей смерти, как же он может помочь другому человеку? Как можно на него надеяться? На самом деле это полагание своего упования на кого угодно, только не на Бога можно объяснить довольно просто. Вот он, человек сильный, умный, великий, решительный, я его вижу, я его осязаю. Мне проще довериться ему, как в древности доверялись великому царю Саулу или великой богине Астарте, – они ведь видимы. Мы склонны служить конкретным, чувственным, телесным вещам, нам так легче. Но если мы попытаемся не уклониться от здравого смысла, мы поймем, что это столь же нелепо, как и надежда на идола. Дыхание человека от него не зависит. Сегодня человек живой – завтра нет, сегодня он сильный – завтра слабый. Надеяться нужно только на Того, Кто действительно может спасти, Кто не подвержен смерти, Кто действительно является всемогущим, всемудрым, абсолютной благостью для человека. Фактически помочь и спасти нас может только Тот, Кто нас создал. Только Он знает «инструкцию по нашему применению», знает, как каждого конкретного человека привести к счастью, никто другой этого знать не может. Никто – ни темные духи, ни светлые; ни под землей, ни на небе никто не знает, что в сердце человека, – только Бог и дух человека, живущий в нем. Только Богу открыта тайна человека, потому что Он и создал ее, эту тайну. Он вложил в человека те силы, о существовании которых мы порой даже не догадываемся. Только Он знает, как каждого из нас привести к той цели, ради которой Он нас создал. И как же нелепо взывать о помощи и доверяться тому, кто на самом деле не знает, что принесет ему завтрашний день!
Вот это первый самый страшный грех. Он показывает, как человек заблуждается, как нелепо себя ведет. Смысл человеческой жизни в Боге, и доверяться можно только Ему. Люди мечутся, ищут жизнь там, где ее нет. Богу очень важно вернуть человека к источнику жизни. Он напоминает человеку о том, что Он есть, что Он всемогущ и может сокрушить все что захочет, как сокрушил гордыню жителей Иерусалима и гордыню египтян, на которых надеялись жители Иерусалима, а чуть позже, буквально на памяти этого же поколения, сокрушил и гордыню царя Навуходоносора, показывая, что Он – единый Бог и все в мире действительно принадлежит Ему, все подчинено путям Его Промысла. Он может сокрушить любое самое сильное государство и любого человека, кем бы он себя ни возомнил.
Второй страшный грех, который взывает к отмщению Бога, это прелюбодейство. Господь через пророка Иеремию говорит о жителях Иерусалима: каждый ржет на жену другого (Иер. 5, 8). Картина, которая ярко описывается в Библии, именно такова: фактически все жители Иерусалима связаны всеобщими узами греха прелюбодейства. Пророк Иеремия подчеркивает, что за очень малым исключением в городе нет практически никого, кто не был бы так или иначе вовлечен в этот грех, все – и мужчины, и женщины. По еврейскому закону человек официально мог иметь несколько жен. Атмосфера, царящая в Иерусалиме, была очень тягостной. Мы с трудом можем себе вообразить, какой мерзкой была внутренняя жизнь этого города, насколько разрушены были все нормальные человеческие отношения и, что самое главное, насколько была разрушена семья.
Семья является опорой любого общества. Такие затасканные слова – «семья – первичная ячейка общества» – на самом деле заключают в себе глубочайший смысл: семья – это то, без чего общества не существует. Если семья разваливается на кучку обособленных людей, на какие-то индивидуальности, которые мечтают только об удовольствиях и борются каждый за свои права, – семьи, увы, нет. Семья – это то, что изнутри связано общими узами, что не дробится ни на какие отдельные личности, персоналии. Семья – это единый организм, элементарная частица. Не случайно в Церкви семья названа своим подлинным именем: малая церковь. Это то место, где люди связаны единством друг с другом. Когда единство дробится, семья исчезает, остаются просто отдельные люди. А раз исчезает семья, то исчезает и общество. Общество не может существовать без сохранения семьи.
Прелюбодейство – это грех не только против семьи, но и против любви. Это грех против своих собственных братьев, друзей, товарищей, единоплеменников, сородичей. Жители Иерусалима – все друг другу родственники, близкие, соседи и друзья, и они совершенно всем этим не дорожат. Покушаясь на жену соседа или друга или, наоборот, на мужа соседки или подруги, человек таким образом совершает предательство и измену. В нем нет истины: для него истина, верность, долг ничего не значат. Разумеется, если человек не может сохранить верность жене или мужу, о какой верности Богу тут можно говорить! Они не смогли бы ее в себе отыскать даже если бы Господь явился им в силе и великих знамениях. Прелюбодейство разрушает человеческое общество просто в силу своей разрушительности как таковой. Не случайно Священное Писание всегда однозначно характеризует прелюбодейство как путь смерти, самый короткий путь в ад. Если один человек губит себя – это плохо, но когда все общество теряет нравственные ориентиры, эта неправда взывает к Божественному возмездию. Самое страшное, когда человек начинает зло называть добром, а добро – злом. Измену, предательство и ложь он называет какими-то высокими словами, приписывая им те же качества, что и любви брачной; пытается их поэтизировать, мифологизировать, воспевать, то есть в конце концов пытается доказать, что зло и смерть являются добром и жизнью. Когда у человека смешиваются эти понятия, возникает страшная ситуация, в которой исправить ничего уже нельзя. Когда появляется поколение с неправильной системой ценностей, которое не отличает добра от зла, такое поколение не способно воспринять ни свидетельства о Боге, ни свидетельства о Христе, вообще ничего, потому что основные, фундаментальные человеческие понятия у него искажены. Это поколение называет смерть – жизнью, зло – добром, предательство – любовью. И пока есть возможность что-то исправить, Бог вмешивается в их жизнь.
Третий страшный грех, за который последовало возмездие, это когда судьи – люди, специально поставленные для этого обществом, – не разбирают дел вдов и сирот, не защищают чужеземцев. Без суда, без проявления судебной функции власти общество существовать не может. Суд должен быть, пока существует общество. Он необходим для того, чтобы защищать тех людей, которые сами себя по своей слабосильности – материальной, физической, душевной, духовной – защитить не могут. В контексте Священного Писания такими людьми являются сироты и вдовы, люди немощные, которых Евангелие называет малые си, то есть люди беспомощные, смиренные, которые сами ничего в своих интересах сделать не могут. Для того чтобы защитить тех, которые никаким естественным устроением дел защитить себя не могут, нужен суд. Когда единственное и самое важное предназначение суда утрачивает смысл и люди слабые, беспомощные не могут найти правды в этом мире, потому что судьи извратили правый суд, тогда это состояние общества взывает к суду Божьему. Бог должен показать, что Судия жив. В книге Псалтирь Духом Святым сказано, что если судьи земные отказываются защищать вдов и сирот, угнетенных, униженных, сокрушенных и смиренных сердцем, то на их защиту выступает Сам Бог. И тогда это действительно суд над всем народом. Нищие и убогие спасутся, Бог встанет на их защиту. Он не допустит бесчинного суда и не оставит такие дела без возмездия. Он – Великий и Единственный Судия!
И последний грех, о котором говорит пророк Иеремия и за который скоро воспоследует наказание жителей Иерусалима, это лицемерие – когда язык говорит как бы доброе, а в сердце куется зло. Словом «целомудрие» мы описываем то состояние, при котором человек сохраняет единство своих чувств, его намерения не противоречат его действиям, и мы говорим, что перед нами целостный человек. А лицемерный человек сам в себе все разрушил: он раздвоился, раздробился, он перестал быть целокупным. Про лицемера можно сказать, как сказал о нем Христос, что он возлюбил ложь, то есть никогда не говорит правду и истину, только лжет и лукавит. Фактически отцом этого человека является сатана. Сатана есть отец лжи. Он первый принес ложь в этот мир, и там, где есть ложь, всегда присутствует падший дух. Если человек непрестанно изворачивается и говорит неправду, выбирает ложь основой своей жизни, тогда действительно, как говорит Христос, отцом такого человека является сатана. Если же все общество заражено лицемерием, то фактически оно уже не Бога называет своим отцом. Жители Иерусалима не могут взывать подобно пророку Исаие: «Господи, Ты – Отец наш!», потому что отец их – сатана. Бог вынужден вмешаться и показать, что эти люди давно уклонились от Божественных заповедей, истинному Богу не поклоняются и находятся в плачевном душевном устроении.
Вот четыре важнейших преступления против правды Божией и человеческой, которые не могут остаться без вразумления заблудшего народа. Здесь важно понять, что речь идет не о простой юридической норме, которую нарушил израильский народ, а о том, что они уклонились от пути жизни и пошли дорогой смерти в ад, в царство сатаны. И народ этот надо остановить. Почему именно его? Из истории других государств, которые тоже переживали тяжкие катаклизмы, мы знаем, что подобные жесткие наказания не всегда падали на их головы, не всегда их быстро настигало возмездие, хотя рано или поздно все же настигало. Дело в том, что израильский народ – особенный, его задача – предварить человечество, подготовить его к встрече с Богом. Израильтяне должны были встретить Христа, уверовать в Него, принять Его. Для этого избранный народ Божий должен быть в таком нравственном и духовном устроении, чтобы стать колыбелью, в лоне которой должен родиться Спаситель мира. У него особая миссия. И поэтому Бог так о нем заботится. Ему очень важно, чтобы этот народ сохранил правильное представление о добре и зле, об истинном богопочитании. Про все остальные народы можно сказать так, как сказал Господь в Псалтири: и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих (Пс. 80, 12). То есть не обо всех народах Бог так усиленно заботится, как о народе израильском, так же как и не обо всех людях. Если человек упорно хочет идти путем лжи, путем смерти в ад, то Бог отпускает его идти этим путем. Тебе дорога своя истина – живи ею, раз ты не хочешь принять истину Божию. Господь вступил в Завет с народом израильским ради веры их отцов – основателей этого народа. Ради тех малых числом, которые еще хранят веру в богоизбранном народе, таких как пророки Иеремия и Даниил, ради трех отроков, соблюдших несмотря ни на что веру в Бога, которые были спасены Им от сожжения в печи в период вавилонского плена, – вот ради них Он не истребляет этот народ. Сохраняет его для того, чтобы, пережив страшные страдания, смирившись и осознав свои ошибки, он смог вернуться к началам правильного богопочитания, заново обрести ту дорогу, с которой он свернул, и снова начать свой путь к истинному Богу в ожидании грядущего Мессии.
 

Расшифровка: Наталья Коваль

Вернуться к списку

Оставьте комментарий