Вернуться к списку

Лекция 25.1. Книга пророка Исаии



Когда пост откроет нам Небо
Сегодня хотелось бы сказать, поскольку мы вступили в Великий пост, об одной главе из книги Исаии, – но главе особенной: 58-я глава, в которой пророк рассуждает о посте. На самом деле, это, конечно, не рассуждение, ведь каждая строчка Священного Писания – это свидетельство Духа Святого об истине, это не письмена человеческие, а свидетельство Божие, хотя и сделанное посредством человека.
Итак, свидетельство о посте. С чего начинается это свидетельство? Люди приходят к Богу и сетуют: «Почему мы постимся, а Ты нас не слышишь? Почему мы обременяем себя скорбью, постом, а Ты никак не отзываешься на наши молитвы?» Через пророка Исаию Бог им отвечает, – и это свидетельство чрезвычайно важно для нас, православных христиан, ведь пост занимает очень большое место в нашей в жизни как некая среда, в которой созревают наши сердце, дух, душа, среда, в которой фактически непрерывно пребывает христианин. Воздержание – это постоянное условие пребывания человека. Христианин из писаний святых отцов знает, что постоянно должен воздерживаться. Любой человек, приходящий в Церковь понимает, что соблюдение поста – это норма, и если он искренне пытается соблюдать установление Божие, он быстро доходит до соблюдения поста, понимая, что раз он в Церкви, то разделять опыт и труд Церкви обязательно.
К сожалению, мы фактически ограничиваем себя только в еде, а потом удивляемся, «почему от поста к посту ничего со мной не происходит, а наоборот, все какие-то скорби». И самое страшное, что пост для нас становится безрадостным, а часто, к сожалению, и безблагодатным. А все потому, что мы, проведя какое-то время поста, никаких даров Божиих не получили, а практически весь пост только и думали, когда же он кончится и чем мы себе позволим себе разговеться.
Как должен быть построен пост и что требуется во время поста от человека – именно об этом свидетельствует пророк Исаия от Лица Божия в 58-й главе.
Главный грех, главная беда, которая преследует человека во дни поста, так свидетельствует Священное Писание, что постящийся легче раздражается, легче идет на конфликт. Человек напряжен, раздражается, начинает сердиться по внешним пустякам, сердится на ближних, особенно если ближний не исполняет поста, он начинает требовать что-то от других, вступать в конфликты. И вот эта, так сказать, постная раздраженность человека лишает пост всякой силы, всякой благодати, то есть того, ради чего он совершается. Человек ничего не получает, он напрасно терзал себя и других (вполне понятно, происходящее по психологическим, по духовным причинам раздражение сердца касается других). Как только наше раздражение касается других, Небеса закрываются от нас. Господь говорит в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». Мир с ближними, подлинный, глубокий мир, и есть основа, фундамент, на котором могут выстроиться правильные молитвенные, благодатные отношения с Богом. Если нет этого фундамента, нет ничего – ни пост, ничто другое не помогут сами по себе, если человек своими действиями разрушает мир с окружающими. И в другом месте Бог говорит: «Милости хочу, а не жертвы», и пророк Давид в 50-м псалме говорит: «Господи, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен…».
Если же мы не можем (а пуще того – не хотим) сдержать свой гнев, свое раздражение, мы должны понимать, что от нашего поста нам нет никакой пользы. Он только как-то воздействует на наше тело, но не открывает для нас Неба, хотя на самом деле пост имеет великую силу. Мы знаем про жителей города Ниневии, которые своим постом всеобщим умолили Бога, и Ниневия не была разрушена, и на протяжении всего периода, который охватывают Священное Писание и история Церкви, мы видим великую силу поста.
И совершенно напрасно некоторые уверяют, что пост вообще не нужен, главное, чтобы было мирное отношение ко всем. Нет, пост очень нужен, но пользу он принесет только тогда, когда будет правилен. Всегда надо понимать: какую бы меру поста мы ни избрали, пост всегда – это наша жертва, то, что мы лично хотим принести Богу, утеснение наше собственное. Если хотите, это самозаклание, это наша собственная жертва. Не зря же Церковь в канун любого поста устами своих учителей, устами пастырей наставляет, что каждый выбирает меру поста такую, какую может. Обычай индивидуальности постного подвига и постной жертвы известен с древнейших времен христианства – известно, например, из жития Марии Египетской, что в монастыре, где подвизался авва Зосима, был обычай: монахи расходились по пустыне именно чтобы не знать, кто из них как постится, кто какую жертву приносит Богу. Действительно, тут кто как умеет, насколько кому позволяет крепость телесная, душевная и духовная, но каждый должен понимать: это моя жертва, это то, что я хочу сделать ради Бога. И, естественно, раздражаться при этом на кого-то или осуждать кого-то, что он не приносит этой жертвы, просто нелепо. Он не приносит потому, что еще ничего не узнал о Боге, не возлюбил Его. Только любящее сердце способно приносить жертву.
«Отдай голодному душу твою…»
Продолжим нашу беседу о посте в Книге пророка Исаии. Пророк от Лица Бога свидетельствует не просто о том, какой пост не угоден, он говорит о том, какой пост угоден Богу.
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
Вот пост, который благословил Бог, вот пост, который Он избрал. Если человек будет соблюдать такой пост, он откроет для себя несказанный источник щедрости Господней, духовной и телесной радости. Человек будет как бы напитанн благодатью – миром, любовью, радостью, как напоенный водою, если он будет нести пост так. То есть смысл, по свидетельству Бога, не просто в ограничении себя в еде, а в том, чтобы излишек отдать тому, у кого ничего нет, – разделить свою трапезу с голодным, чтобы, надевая в знак поста бедную одежду, отдать лишнюю одежду тому, у кого ничего нет.
Надо показать во время поста свою сердечную щедрость, не просто ограничить себя в чем-то, а ограничить себя ради кого-то, ведь Богу наши излишества не нужны. Когда Антоний Великий, к примеру, уходит монахом в пустыню, он не просто бросает все, что у него есть (человек он был не бедный), а, устроив свою сестру, остальное раздает неимущим – именно распоряжается своим добром, а не просто его бросает на произвол судьбы. Способность человека поделиться излишком умягчает наше сердце и делает его способным принять благодать Божию.
Пост мы должны соблюдать так, чтобы ближним нашим, семье нашей в дни поста радости, мира, пользы от нас было больше, чем в остальные дни. Ведь если мы утесняем свое чрево, то, значит, мы должны обрести духовные крылья, напитаться благодатью, значит, целесообразно во дни поста ждать, что наше сердце больше будет преисполнено любовью, чем тогда, когда оно отягощено гортанобесием или чревоугодием. Пост призывает направить наши силы к заботе о других: накормить других, пожалеть других, прочитать с сыном или с дочерью чуть больше книг, побеседовать с ними на духовные темы, рассказать что-то такое, чего раньше не рассказывал. И поскольку душа будет ближе к Богу, то и слова будут звучать иначе, чем они бы звучали, когда мы бы их говорили, объевшись.
В стихирах, которые поются во дни Великого Поста, есть замечательные слова: «Братья, постимся, если мы постимся телесно, будем поститься и духовно». Церковь всегда призывает к этому. Просто мы не всегда можем расслышать среди суеты голос Церкви, но Церковь всегда настаивает на том, что нужен не только телесный пост, но и духовный. Вот тогда пост действительно станет спасительным.
Ни в коей мере никто не должен думать, что без поста возможна нормальная духовная жизнь. Она невозможна; пост – это жертва, ведь человек состоит из тела. Без понуждения своего тела к жертве Богу, к жертвенному деланию ради Бога невозможно подлинное служение Ему. Христос Телом страдал на Кресте, значит, христианин, поскольку он часть Тела Христова, тоже должен страдать, в том числе и телесно. Телесный пост только тогда спасителен, если дополнен жертвенным служением сердца.
Если мы живем не в отшельничестве, а в обществе, среди людей, всегда рядом с нами есть человек, который нуждается именно в нашей любви, в нашей заботе, в нашем тепле, в нашем участии, неважно, кто это: член ли нашей семьи, родственник дальний или близкий, сосед, друг, сослуживец.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий