Вернуться к списку

Лекция 18.2. Великие пророки. Пророк Илия



Поиск ответа, как жить
После Сарепты Сидонской пророк Илия возвращается в Израильское царство и дерзновенно предстает пред царем и предлагает ему собрать на гору Кармил всех жрецов Ваала и устроить на глазах всего народа состязание. Царь соглашается. Жрецы Вааловы делают жертвенник, ставят идола, кадят, бегают, наносят себе удары, кричат… Цель? Доказать: если их бог есть, он должен послать огонь с неба и принять жертву. Прыгают, «скачут», как говорит Библия, жрецы Вааловы, но толку никакого. Посмеивается пророк Илия.
Когда наступает время вечернего жертвоприношения в Иерусалимском храме, пророк Илия велит с избытком полить жертву водой – он соорудил правильный жертвенник из 12 камней, на него положил дрова, на дрова положил жертву; выкопали ров и поливали жертву водой до тех пор, пока ров не наполнился водой – и дрова, и вся земля пропитались влагой. Затем Илия обратился с молитвой к Богу, никаких священнодействий не совершая, и упал огонь с неба и испепелил все так, что даже вода вся испарилась и вся жертва попалена. И настолько воодушевило это знамение силы Божией, исповедание, которое изрек народ едиными устами, что Илия возгорелся совершенной ревностью и повелел убить всех жрецов Вааловых, числом 450. А после этого взошел на гору Кармил и, помолившись, увидел приближающуюся тучу, полился дождь. Он отправил царя Ахава в Израиль, а сам скакал перед ним, ликуя от дождя, как царь Давид скакал пред ковчегом Господнем. Это было ликование о явлении людям милости Божией, их молитвы были услышаны и исполнены. Это была не просто радость о дожде – он видел в этом дожде благодать Божию, которая, как капли, падает в иссохшие сердца человеческие, возрождает в них веру. Илия видел возрождение веры в народе и ликовал, что люди, забывшие Бога, снова возвратились к Нему, он радовался о Боге, ликовал о Нем и прыгал, как прыгал Давид перед Богом, с радостью, что Бог снова посетил Свой народ.
Но ликование, в отличие от ликования царя Давида, закончилось тем, что они вошли в Израиль, царь Ахав рассказал, что произошло, своей жене Иезавели, и она дала клятву, что солнце не успеет зайти, как пророк Илия будет убит. Илия тут же убегает далеко в горы, идет на гору Хорив на Синайском полуострове. Идет через пустыню очень долго, испытывает страшные мучения, волнения и смущение. Он радовался, он ликовал, он видел, как Бог его услышал, и вдруг он бежит. Подумайте, что испытывает этот человек!
То, что испытываем порой и мы, хотя и не с той силой ликования перед Богом, когда наши молитвы услышаны, и вдруг после этого нам снова кажется, что Бог отвернулся, что все напрасно, что все бесплодно. Отчаяние захлестывает пророка Илию, и поэтому он идет глубоко в пустыню, от всех людей, но не потому, что он боится. Он идет искать ответ, хочет встретиться с Богом лицом к Лицу, как встретился с Ним Моисей.
Он идет туда, где Моисей, по свидетельству Священного Писания, говорил с Богом. Он ревностно ищет у Бога ответа: почему? Он еще утром дерзновенно стоял перед царем и всем его воинством, он избил пророков, – а от слов одной женщины убежал в пустыню. Вот это смущение, волнение, трепет человека – их надо почувствовать, понять, чего ищет Илия в пустыне. Это не просто страх – это отчаяние и поиск ответа, как жить, чего Бог хочет, что надо сделать, чтобы народ обратился к Богу.
Итак, Илия идет на гору Хорив, чтобы встретить Бога. И встречает. Чему учит это событие, ведь от триумфа до отчаяния проходит буквально несколько мгновений?
Во-первых, самое неприятное: никакие чудеса, знамения, никакие сверхъестественные события не способны поколебать безбожную власть. Примеров в истории тьма тьмущая. Даже поступки и поведение мучеников, когда их пытались сокрушить различными способами, не действовали на царей, гонения продолжались. Мучеников убивали, а богам как поклонялись (во всяком случае, царствующий дом), так и продолжали поклоняться. И очень часто цари еще и умирали спокойно, лежа в своей постели, – например, в династии Антонинов, когда самые замечательные правители Римской империи оказывались самыми злостными гонителями христиан.
Или, например, интересный эпизод из жития святых братьев Кирилла и Мефодия. Уже после смерти Мефодия решили моравляне выгнать учеников Мефодия со своих земель, бросили их в тюрьму – святые равноапостольные Горазд, Наум и другие, которые стали родоначальниками Болгарской Церкви, были в Моравии брошены в подземелье, закованы в колоды. Наутро колоды спали, двери отворились; их снова заковали, и снова колоды спали. И в третий день их заковали, и снова колоды спали, и тюрьма отворилась – и никто из власть имеющих не вразумился и не убоялся. Их посадили на телегу и вывезли из Моравии, никто не стал слушать их увещевания и никто не стал склоняться на то, чему они учили и как они проповедовали, а стали делать по-своему…
И история XX века дает многочисленные примеры, что власть безбожная, несмотря на кровь мучеников, на молитвы святых, остается жестокой и безбожной и остановить ее ни знамением, ни чудесами невозможно.
Какие-то конкретные люди в конкретной ситуации, даже расстреливавшие монахов, видя чудеса и знамения, обращались к вере спустя годы и каялись, и становились верующими, несли подвиг покаяния всю свою жизнь, – но не сразу: и рука все-таки стреляла, и пуля вылетала и убивала. Остановить безбожную власть никакие чудеса, знамения и молитвы не смогут. Это то, чему пришлось научиться и Илии, и чему приходится все время учиться Церкви.
О знаке богооставленности
Когда пророк Илия выходит из СарептыСидонской, он встречает военачальника, приближенного к царю человека по имени Авдий. он спрятал у себя 100 пророков, которых хотела истребить Иезавель. Этот высокопоставленный человек, прячет их, питает и кормит несколько лет, зная, что его жизни угрожает каждый день опасность.
И когда пророк Илия поднимается на Хорив и встречается с Богом, он говорит: «Я один остался служитель Твой, и больше во всем Израильском царстве нет людей, чтущих Тебя». А Бог отвечает: «Нет, есть. 7000 мужей я соблюл Себе, которые не поклонили колено перед Ваалом». То есть 7000 мужей – по крайней мере, 7000 семейств – есть таких, которые на самом деле Ваалу не служат, и об этом не знает ни царь Ахав, ни Иезавель, жена его.
Бог не допускает совсем, чтобы люди в этой стране потеряли веру. Это Он сохраняет верующих во имя Его в безбожном государстве. И мы увидим: когда Бог совершенно оставляет землю народа, тогда там иссякают верующие люди. Историческое существование этой земли пресекается, когда верующих в ней не остается. И это есть знак богооставленности.
Как говорится: не стоит село без праведника. Когда Бог перестает взращивать благодатными Своими дарами праведников и укреплять в них веру, тогда действительно наступают тяжелые времена для этого народа и государства.
Еще урок, который и пророк Илия усваивает, и мы должны унести из этих событий, – это урок смирения. Илия смиряется. Он вдруг чувствует обычный человеческий трепет, он вдруг понял, что он сосуд скудельный, как говорил об этом апостол Павел, хрупкое тело очень немощно, боится, страждет и переживает. Он вдруг понял, как он немощен, хрупок. Когда он дерзновенно вопрошает Бога, то получает урок Божественного смирения.
Как является ему Бог на горе Хорив?
Большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь.
Вот это явление Бога и смирило Илию, но смирило не через сокрушение его телесного или душевного состава – через показ Божественного смирения, того, как является Бог.
О явлении Бога сказано у пророка Исаии по отношению к Христу: «Он льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит» – или в другом месте, в Евангелии, сказано: когда Христос проходил через одно самарийское селение самарийцы не предоставили Ему ночлег, апостолы, которые шли с Ним, говорят: «Давай мы, как Илия, низведем огонь с неба и испепелим их жилища», Христос ответил: «Вы не знаете, какого вы духа. Я пришел не губить людей, а спасать их».
Вот это явление действительного глубочайшего кенозиса, как говорят богословы о Христе, – Божественного смирения. Симеон Новый Богослов говорит об этом: мой негордый Бог.
Первое ощущение, испытанное Илией, – растерянность: а что ж мне делать-то теперь со своей ревностью? Ведь ревность у него была действительно чистой. Вряд ли кто из людей мог бы так чисто ревновать о Боге, как он.
После этого явления Илия постепенно уходит, так скажем, со страниц Библии; мы встретим его потом только в одном эпизоде: в городе, где жил Ахав, был богатый человек по имени Навуфей, благочестивый, богобоязненный. У него был замечательный виноградник, который очень понравился Ахаву, но Навуфей не мог его продать – не из-за упрямства, а потому, что по закону Божию запрещено продавать наследие своих отцов. Он сказал: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!. Ахав это понимал и ходил грустный, и тогда его жена Иезавель говорит: «Я доставлю тебе виноградник НавуфеяИзреелитянина – …найди двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя»; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер, а виноградник захвати». Навуфея убили, и Ахав захватил виноградник.
И тут является пророк Илия и обещает Ахаву лютую смерть. Ахав умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. Он испугался, что слова, которые сказал Илия, будут исполнены. Но Бог, видя даже такое показное смирение, является Илие и говорит: «видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его». Даже если человек хоть так пытается смириться, боясь Бога, Он великую милость низводит на человека, так драгоценно Богу смирение.
Всю историю о пророке Илие можно назвать притчей о смирении.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий