О смиренномудрии
Наша очередная беседа – о разделении Израиля на два царства. Корни этой трагедии в личной судьбе Соломона. Как всякому, наверное, известно, Соломон просил мудрости, это было чаяние его сердца. Он видел во сне, будто явился Бог и сказал: «Что тебе надо?» И Соломон просил мудрости, но когда проснулся, понял: это был сон. Тем не менее, он получил славу мудрейшего человека на земле, и это было засвидетельствовано не только его народом, но и иноплеменниками – известно, что царица Савская приходила послушать его речей. То, что он был действительно мудрейший человек на Земле, засвидетельствовано Господом Иисусом Христом. Хотя мудрость ему была дарована, он творил мудрые дела, написал мудрые книги, он не смог мудро устроить свою собственную жизнь. И не просто не смог, так скажем, раскрыть до конца свой потенциал, а очень тяжко согрешил в конце жизни. Причем согрешил не по неведению, руководимый страстями, но сознательно, и именно против мудрости.
Он собрал очень большой гарем, у него было 300 жен, 700 наложниц – но здесь важно не количество (хотя у Давида было намного меньше). Важно, что брал он себе женщин из племен, о которых Бог заповедовал: не брать оттуда жен. Как человек, отмеченный Богом, он не мог не знать этого запрета. И, тем не менее, он эту заповедь презрел, не послушал Бога – ему очень хотелось иметь каких-то особенных, необыкновенных, очень красивых, чем-то необычных женщин. И он брал без разбора, даже из тех племен, из которых брать было нельзя. Нарушение заповеди Божией и привело его ко греху.
Все та же проблема! Человек свободен. От него зависит, как он распорядится даром, данным ему от Бога. Любой дар, начиная с каких-то творческих способностей и кончая даром Святого Духа, не означает непременно наше спасение. Сам факт получения дара не означает даже того, что мы достигнем славы. Положим, нам дан талант сочинять стихи или писать картины. Только от нас зависит, как мы сможем его развить… Что мы сделаем? Будем ли мы исполнять то, что требуется от нас?
Соломон не смог понести до конца бремя этого Божественного дара, с ним что-то произошло. Что произошло с Соломоном, по Книге Царств объективно рассказать не получается; с большой долей вероятности, мы можем сказать, что главная его проблема – это гордость, надменность. В том-то и опасность любого Божественного дара, что он делает человека особенным, не похожим на остальных, – стало быть, ему легче, чем другому, возгордиться. А это и делает человека пустым от благодати Божией: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.
Как только появляется гордыня, если с ней не бороться, последствия окажутся такие же, как у Соломона, – богозабвение, ослепление ума: человек забывает заповеди, которые были для него очевидны, слова, которые знал наизусть.
Все, что мы помним о Боге, чем мы живем в Боге, что побуждает нас ходить в храм, – действие не только нашей свободы, но и благодати Божией. Если мы начинаем это приписывать только себе, забываем, что на самом деле мы, как говорится в Новом Завете: «рабы неключимые – рабы ничего не стоящие», начинаем превозноситься, – за это мы лишаемся благодати, все валится из наших рук.
Человек получает немощи именно, чтобы он никогда не надмевался, никогда не забывал, что сила, явленная в нем, – это дар Божий. Поэтому благодатью Божией апостол Павел услышал те самые слова: «сила Моя в немощи совершается» – ему оставлена была его немощь, чтобы он никогда не забывал, что он – глиняный сосуд, что он хрупок, слаб, что все, что в нем есть, есть благодать Божия. Соломон об этом забыл.
Так что при всей вожделенности мудрости она не является абсолютным благом для человека; это не самое главное приобретение и не самая страшная потеря в жизни. Поэтому сам Соломон пишет: «кто умножает знания – умножает скорбь», ему вторит апостол Павел: «знание надмевает, а любовь назидает».
И святые отцы нашей Церкви говорили не о мудрости как таковой, а о смиренномудрии. То есть о том, что мудрость должна быть растворена смирением. Если человек смирился, то он мудр – само осознание своей неспособности, нищеты и есть подлинная мудрость человека. Поэтому в Новом Завете сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Послушание больше жертвы
Нищета духовная на самом деле гораздо больше дает человеку, чем любая мудрость – именно она делает человека восприимчивым для благодати Божией. А когда в нас благодать, разве мы не мудры? Разве мы не можем обладать всем тем, чем обладает мудрый человек, когда в нас живет Бог? Именно поэтому неграмотные рыбаки уловили всю вселенную проповедью своей, которой не могли противостоять самые образованные люди того времени. Да и в истории нашей Церкви множество примеров, когда люди не книжные, не мудрые, но облагодатственные Богом, могли сделать очень многое.
Итак, Соломон нарушил заповедь Божию, сделал своими женами женщин из тех народов, откуда не должно было брать жен. И они принесли к нему идолов, и он пошел у них на поводу. Сначала идолы стояли у него во внутренних покоях, а потом на старости лет он решил поклониться этим идолам сам. В конце концов его нечестие дошло до того, что он поставил даже двух идолов на всеобщее обозрение: Хамоса – божество, называемое в Книге Царств «мерзостью моавитянской», и Молоха, вокруг которого будет потом столько зла свершаться на земле иудейской. Именно мудрейший царь Соломон впервые поставил идолов в районе города Иерусалима, на святом месте. Вот до какого ослепления может дойти даже мудрый человек, если он не слушает заповеди Божии! Человек, понадеявшись на свою мудрость, может стать безумным.
Мы должны помнить, что сказал пророк Самуил первому израильскому царю Саулу: «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15, 22). Та же самая мудрость, как и любой другой дар от Бога будет ко благу и даст великий плод, если человек исполняет заповеди Божии. Иначе дар либо отнимется, либо, как у Соломона, никакой пользы иметь не будет. Можно сказать так: мудрость бессильна, а нужно послушание Богу. По этой причине, кстати, Христос нигде не выставляет Свою мудрость напоказ, только прикровенно, когда пытаются Его поймать книжники и фарисеи. Он просто задает им вопросы, на которые они вполне могут ответить, но по лукавству своему не отвечают.
Как-то, будучи 12-летним Отроком в храме, Он показал Свое знание Священного Писания, хотя нигде не учился. В остальном же Он никогда не вступает в полемику, скрывает Свои знания, Свою мудрость. Он другим берет – послушанием Богу, по Человечеству Своему показывая тот путь, идя которым человек не споткнется, – как про Него сказал апостол Павел: «Он смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной, и потому Бог превознес Его и даровал Ему имя выше всякого имени».
За то, что Соломон совершил преступление – ввел идолов, наказан был даже не он, а его народ.
Из милости к дому Давида, из-за того, что Бог обещал не столько ради потомков Давида, а ради того Потомка царя Давида, ради Которого, собственного говоря, и существует вся история Ветхого Завета, – ради Сына Давида Иисуса Христа, Он сохраняет Иерусалим и колено Иудино во власти потомков царя Давида. Все остальные колена становятся как бы сами по себе, у них появляется новый царь. Это разделение – наказание за нечестие, внесенное царем Соломоном.
И вот он умирает. Вместо него правит его сын Ровоам. И буквально сразу приходят к нему люди во главе с человеком по имени Иеровоам, из колена Ефремова. Собирается весь народ и требует от Ровоама (он еще юн), чтобы он снизил налоговое бремя. Объективно они имеют на это право, так как большие сборы были необходимы, пока строился храм, потом дворец (большой великий дворец строился больше, чем храм, – 13 лет). Но теперь все, что надо для общественных нужд, построено. Государственной необходимости собирать такие подати нет, они вполне справедливо требуют дать народу послабление.
Но Ровоам, выслушав старцев – советников его отца Соломона, предложивших ему послушать народ, послушал своих сверстников – молодых, которые сказали ему, что народ надо держать в страхе, надо угрожать еще большими наказаниями, еще большим бременем: тогда все поймут, какой ты страшный и ужасный, и будут тебя бояться и трепетать. Ровоам послушал молодых советников, – но это было от Бога, да сбудется то, что определил Бог о царстве Израильском.
И народ возмутился, разошлись все по своим домам, и власть Ровоама, внука Давида, стала распространяться только на территорию, где жило колено Иудино, и стала она называться Иудейское царство. Вместе с коленом Иудиным признало власть Ровоама еще и очень малочисленное колено Вениаминово. Остальные 10 колен отложились от Ровоама. Среди них главенствовал представитель колена Ефремова – Иеровоам. Свое царство из 10 колен они стали называть Израильское царство. Так во времена царя Ровоама государство Израиль раскололось на два царства – Иудейское и Израильское.
Вернуться к списку