По писаниям преп. Исаака Сирина

62-я лекция из цикла «Беседы по Исааку Сирину»

Аудио:

0:00 — Ступени, по которым Бог промыслительно ведет человека к Себе. Чтение отрывка целиком. Отец Константин обращает внимание, что искушения насылаются не бесами, не злыми людьми, а самим Богом по мере сил человека и его созревания. Без искушений на этом пути не обойтись. Дальше отец Константин останавливается на каждой ступени отдельно.

05:52 — Точка отсчета. Прыжок веры, проход через духовные врата (по «Лествице» преп. Иоанна Лествичника). Начальной точкой на этом пути является отречение от всякой видимой помощи и человеческой надежды, когда человек перестает уповать на что-то мирское, душевное, земное (знания, связи, навыки), отказывается от своего плотского мудрования и возлагает надежду только на Бога.

12:23 — Первая ступень. Начало постижения человеком, который доверил свою жизнь Богу, великого промысла и заботы Божией о нем. Человек, прошедший духовными вратами, начинает осознавать, что Бог чудесным образом заботится о его телесных нуждах. От этого у человека зарождается восхищение Богом, который у него такой замечательный.
17:09 — Дальше на этой ступени человек осознает, что благодать Божия заботится не только о его телесных нуждах, но и о его внутренней жизни: оберегает от соблазнов, показывает, как нужно вести мысленную брань с прилогами страстей. У человека по-прежнему всё получается, он чувствует, что Бог его надежно защищает (внешне и внутренне) во всех обстоятельствах жизни.

25:20 — Вторая ступень. Обучение человека навыкам духовной жизни в условиях умаления благодати. Господь, видя, что человек в должной мере утвердился в мыслях о Его заботе, постепенно начинает вводить его в искушения соответственно его мере, давая вкусить тягость этих искушений. Покров благодати отнимается не полностью, когда человек остаётся один на один с искушением, а дозированно: так, чтобы человек мог бороться и побеждать эти искушения в терпении и уповании на Бога, приобретая навыки духовной жизни.

31:34 — Третья ступень. Возрастание в любви благодаря познанию своей немощи и искоренению самомнения. Это происходит через падения. Переживая свою немощь и неприятные падения, человек смиряется и прилепляется к Богу даже сильнее, чем в начале пути, когда у него всё получалось. Мы никогда не прилепимся к Богу в должной мере, если не переживем этот горький опыт падений. Мы никогда не познаем силы Божией в покое и свободе. Всё это — прямая лестница к любви. Познание собственной немощи, греховности, слабости совместно с познанием любви Бога к таким нам, делает нас способными не только на ответную любовь к Нему, но и ко всем людям, потому что все мы одинаково грешные.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать
Обращение о работе YouTube