Проповеди

Проповедь о.Константина Корепанова на отдание праздника Преображения Господня (26.08.2021)


Видеозапись сделана 26 августа, в день отдания праздника Преображения Господня во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня – отдание праздника Преображения, и вновь и вновь Церковь свидетельствует о возможности и необходимости преображения для человека. Обычный человек об этом ничего не знает, совершенно об этом не думает. Каждый человек, ныне приходящий в церковь, приходит для того, чтобы получить здесь исполнение каких-то своих потребностей, что-то выпросить здесь у Бога – богатства или здоровья, семейного счастья или благополучие своим детям, — каждый приходит в Церковь как потребитель мирских или не мирских, – но, во любом случае, Божественных благ и даров. Но люди древности приходили в Церковь не за этим. Всё это они могли получить и вне Церкви. С самых первых дней существования Церкви они приходили сюда, чтобы получить в ней благодать, благодать, которая их преображала и изменяла. Вот, прочитаем про первенствующую Церковь в Иерусалиме, которая возникла в самые первые часы и дни после схождения Святого Духа: люди изменились, они не ценили собственность — она не была им нужна; их переполняла такая необыкновенная жажда любви, что они были готовы свои души и тела отдать другому человеку, а уж тем более – имущество. Они от всего отказывались, всё приносили, всё раздавали, а сами пребывали в непрестанном служении Богу, в молитвах, причащении и радости, не скорбели, не унывали, не плакали, не тяготились тем, что делали, потому что это было не требование закона, а действие их собственной души, они так жили: необыкновенной жаждой отдавать, отдавать всё, что у тебя есть. Вот такое преображение человеческого естества сделала благодать Святого Духа. Вот такое случилось с людьми, которые пришли в Церковь; и потом много и много десятилетий и столетий люди приходили в Церковь для того, чтобы измениться, для того, чтобы получить благодать, для того, чтобы вместо злого стать добрым, вместо жадного – щедрым, вместо ленивого – решительным, вместо человека слабоумного – стать человеком с крепким умом, и вместо расслабленного стать молитвенным.

Тогда люди приходили в Церковь, чтобы измениться самим; и, конечно, очень печальное зрелище представляем собою мы, которые приходим в Церковь, чтобы получить какие-то земные блага. За этим тоже и можно и нужно ходить в Церковь, и Дух Святой не запрещает этого делать, — и Христос прямо призывает: просите, и дано будет вам. Но сами эти получаемые материальные блага должны стать для нас ступенью, потому что, познав любовь нашего Бога, познав эту бесконечную любовь, мы будем желать воздать за неё, благодарить, принести в дар свою благодарность, — то есть, свое сердце. И в этом смысле мы, получая материальные блага, оказываемся неблагодарными, потому что принимаем это как должное: Ты — Бог, и Твое дело меня кормить и питать, – вместо того, чтобы, потрясенным Его любовью, принести и отдать Ему своё сердце. Это даётся нам труднее всего: мы не хотим отдавать ничего, и меньше всего хотим отдавать себя Богу. Мы сразу ревниво напрягаемся: что это я должен Ему отдавать? Я принёс 100 рублей в церковь, – хватит, достаточно. Я десятину принёс – достаточно этого. Больше ничего не надо – чего Он требует от меня? Что Он привязался ко мне? Его задача – кормить меня, поить, одевать и щедрить меня, а я Ему ничего не должен. И, таким образом, мы оказываемся неблагодарными и пребываем вне благодати Святого Духа. У нас есть и дома, и здоровье, и деньги, и машины, и красивые жёны и мужественные мужья; только в нашем сердце нет Бога, потому что своего сердца мы Богу не отдали. И поэтому там – пустота, там – раздражение, зависть, ревность, там много всякой гадости, потому что там нет Бога. Мы не отдали Ему своего сердца; мы просим – и Он даёт, но всё, что мы просим, останется здесь: туда-то, куда мы уйдём, взять это всё с собой мы не сможем – ни этих машин, ни этого здоровья, – оно всё останется здесь, и мы уйдём с пустыми душами и будем жить в пустом мире, потому что мы не научились Бога благодарить, ибо полная благодарность Богу, как это говорится в евхаристическом каноне, – это не просто «спасибо», а «Господи, возьми моё сердце! Я хочу питаться Тобою, я хочу быть таким, как Ты, таким же щедрым и милостивым, таким же терпеливым и кротким, как Ты, – сделай меня подобным Тебе! Вселись в меня, живи во мне, люби во мне, милуй во мне!».
Нет никакого «христианства для себя», нет никакого «Бога для себя». Если мы пришли служить Богу, то только для того, чтобы стать подобными Ему и нести в мир радость, утешение и любовь этим людям, за которых умер Христос. Это и будет подлинная благодарность: «Сделай меня подобным Тебе! Я хочу любить, Господи, как любишь Ты, я хочу смириться перед людьми, как смирился Ты!» И человек, который выбрал этот путь, будет обогащен, ущедрен, насыщен Божественной благодатью. Из чрева его, как говорит Писание, потекут потоки живой воды, он не будет ни в чем нуждаться, но дело не в этом: дело в том, что Бог научил его настоящему счастью и миру, ибо, даже если кончится его жизнь, даже если на глазах его кончится этот мир, его сокровище всегда пребывает с ним: сердце, отданное, преисполненное, уподобившееся, наполненное Богом, как чаша Жизни. Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Видео: Павел Глинских
Текстовая запись: Елена Плотникова

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать