По писаниям преп. Исаака Сирина

Беседа 10. Слова 78, 79. Об искушениях

17 мая в Храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Верхняя ПышмаХраме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Верхняя Пышма записана 10-я лекция отца Константина Корепанова из цикла «Беседы по писаниям преподобного Исаака Сирина».

Разговор был посвящен словам 78, 79 и касался искушений в жизни христианина. Исаак Сирин в слове 78 рассуждает: сперва ли идут искушения, а потом дарования, или наоборот: сначала дарования, а за ними искушения. В лекции рассматривается два вида искушений: друзей Божиих, которые смиренномудры (последний абзац слова 78) и врагов Божиих, которые горды (слово 79). Важно различать эти искушения и понимать, где мы в настоящий момент находимся в своем духовном состоянии.

Слово 78 (последний абзац): Искушения друзей Божиих, которые смиренномудры
Искушения, которые бывают от духовного жезла к преуспеянию и возрастанию души и которыми она обучается, испытывается и вводится в подвиг, суть следующие: леность, тяжесть в теле, расслабление членов, уныние, смущение ума, мысль о телесной немощи, временное пресечение надежды, омрачение помыслов, оскудение человеческой помощи, недостаток потребного для тела и тому подобное. От сих искушений человек приобретает и душу уединенную и сиротствующую, и сердце сокрушенное со многим смирением. И отсюда познается, что человек начал вожделевать Создателя. Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями приемлющих оные. С ними срастворены и утешение и нашествия, свет и тьма, брани и помощь, короче сказать – теснота и пространство. И это служит знаком, что человек при помощи Божией преуспевает.

Слово 79. О гордости (первый абзац): Искушения врагов Божиих, которые горды
Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостью Божиею и оскорбляют гордостью своею Божию благость, суть следующие: явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил; отъятие силы мудрости, какую имеют люди; жгучее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения; скорая раздражительность; желание поставить все по своей воле, препираться на словах, порицать; презрение сердца; совершенное заблуждение ума; хулы на имя Божие; юродивые, достойные смеха, лучше же сказать – слез, мысли; и то, что пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами, наносится им срам и поругание от бесов; желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости, а также и лжепророчества; обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения душевные.


Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке