Читаем Ветхий Завет

Лекция 4.2 Вавилонская башня

Апостол Павел говорит: «…когда люди скажут «мир» и «безопасность», тогда внезапно найдет на них пагуба». Когда люди достигнут того состояния, что будет казаться, что мир будет во всём и везде, когда люди объединятся и скажут: «нет больше воин, нет конфликтов», в этот самый момент выяснится, что Бога в этом мире нет, стало быть цель была ложна, цель не достигнута, счастья нет, потому что счастье человека в Боге, а раз в этом мире нет Бога – всё кончается.

Апостол Павел в своем Первом Послании к Фессалоникийцам предупреждает: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба». Когда люди достигнут состояния кажущегося мира, объединятся и скажут: «нет больше войн, нет конфликтов, ура, победа» – вот тогда вдруг выяснится, что Бога в этом мире нет. А стало быть, цель была ложной – настоящая цель не достигнута, счастья нет. Счастье человека в Боге, а раз в этом мире нет Бога, все кончается.

МИР УМИРАЕТ. Именно в этом контексте надо понимать слова, которые говорит Христос в Евангелии, в частности, в десятой главе Евангелия от Матфея: «Не мир пришел принести Я на землю, но меч», и в другом месте: «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его». Мы не понимаем этих слов, в неискушенной простоте своей душевной мы думаем, что Христос хочет только одного: мира между людьми. На самом деле, если всмотреться во всю ветхозаветную историю, в историю Церкви, в историю Вселенских Соборов, если всмотреться особенно в ту историю, о которой мы сегодня беседуем – историю строительства Вавилонской башни, то выяснится и станет очевидным: не «мир во всем мире» принес Христос – Он говорит, что мира и счастья человек здесь, на земле, вообще не достигнет. Мы ищем Небесного Отечества, мы странники, пришельцы, ссыльные на этой Земле. Мы не можем из места ссылки сделать рай, это противозаконно. Мы должны стремиться к Небесному Царствию.

Не все захотят к этому Царству стремиться, желая иного порядка вопреки установлениям Божиим, замыслу Его, не захотят, чтобы Бог был главным, определяющим в жизни, а, значит, придется разделять, отсекать людей друг от друга.

Впрочем, Христос принес и мир. Но, как Он Сам говорит в Евангелии Своим ученикам, «мир Мой даю вам, но не так, как мир дает вам» – мир, который дает Христос, и мир мира разнятся. Мир во имя человека, не укорененный в Боге, плох. А мир, как дар Святого Духа, и есть настоящий: мир – это и есть присутствие Святого Духа, мирного Духа любви, единения. Когда в сердце человека пребывает Святой Дух, его сердце мирно. И этот мир, как дар Святого Духа, Бог дает, но этот дар не вмещается миром, лежащим перед нами. Царствие Божие, Царство Иисуса Христа – вот мир, как дар Святого Духа, а мир дел человеческих – тот, что Христа распял.

Раньше, в старом русском языке, эти слова даже писались по-разному. Одно писалось через обычное и привычное нам «и», а другое через «i». И эти написания выделяли два разных мира: мир, подаваемый Христом, и мир, который Христа убил. И человеку надлежит выбрать, куда он хочет: в мир Духа Святого или в мир во всем мире, но без Христа?

И поэтому, обещая Своим ученикам даровать мир, Христос говорит, что придет время, когда вас будут убивать за этот самый мир: люди мира сего ради мира во всем мире будут убивать вас, христиан, имеющих в себе мир, как дар Святого Духа.

И библейская история Вавилонского столпотворения имеет высшее свое завершение в истории святой Пятидесятницы, когда на апостолов после Вознесения Христова сошел Святой Дух в виде огненных языков. Их сердца исполнились не только миром Христовым, апостолы исполнились такой благодатью, что получили дар говорить на языках и понимать разные наречия. Целью этого дара было не показать какие-то лингвистические таланты апостолов, а чтобы с помощью этого дара они могли разнести всем землям весть о Воскресении Христовом и собрать людей в Церковь, – но собрать их силой Христовой и во имя Иисуса Христа.

ЕСЛИ во время творения Вавилонской башни Бог разрушает взаимопонимание людей, то в день Пятидесятницы Бог созидает его. Человеку возвращаются прежние дары, но тогда только, когда его целью является созидание Церкви Христовой ради и во имя Божие. Если мы, даже находясь в Церкви, будем думать о прославлении самих себя, тогда мы никогда никого не поймем. Мы будем видеть только себя и, сколько бы ни пытались блистать дарами, не поймем тех, кто вокруг нас.

И, наоборот, люди, порой малограмотные, не имеющие никаких даров, но жившие Богом, ищущие даров Святого Духа, приобретали их и понимали людей. Именно они становились великими духовниками, прозорливцами, старцами, которые во имя Божие пасли, руководили и созидали Церковь Христову.

Вавилонская башня по своему духовному смыслу противоположна Церкви. Вавилонская башня есть образ мира сего, славы его, сатаны и антихриста. Только в Церкви люди могут преодолеть разделение – с братьями своими, в самих себе – и обрести подлинное единство. То единство, за которое сейчас борется мир – за единую Европу, за всякие содружества и сообщества, – не есть подлинное. Без них, возможно, не обойтись, но мы должны понимать: главная цель такой борьбы – устройство человека в этом мире.

Церковь же думает не об устройстве человека в этом мире, но как ему спастись. Она учит мерить смысл жизни тайнами Царствия Божия. И когда человек понимает смысл того, что дает Бог в Церкви, и начинает искать единства, которое выражается в любви, он мало-помалу это единство обретает и постепенно понимает, что такое Церковь.

Если мы ходим в церковь и не чувствуем, что пришли сюда обрести единство с братьями, которые стоят рядом с нами и вместе с нами причащаются из одной Чаши, мы еще очень и очень далеки от тайны Церкви. И порой, ходя в церковь, мы можем быть деятельными участниками строительства Вавилонской башни.

Дух мира сего всегда противоположен Духу Святому. И наоборот, Дух Святой, касаясь сердца человека, изгоняет из него дух мира сего и направляет человека к созиданию Церкви и единства со своими братьями.

МЫ ЧАСТО понимаем посещение Божие, как Его милость и радость, но гораздо чаще оно бывает совсем иным – таким, как посещение Им Вавилонской башни (как говорит Марина Цветаева: «Если в доме пожар, значит, Бог – в мой дом»). Потоп сократил длительность человеческой жизни с тысячи до ста двадцати лет и привнес в общество болезни. Посещение Богом Вавилона, вызвавшее смешение языков, привело к значительным для человечества последствиям. Вавилонская башня привела его к войнам, конфликтам, преступлениям. Все это смирило человека, заставило осознать свою беспомощность. Захотев создать себе имя, очень быстро человек начал создавать себе идолов: захотел прославить себя – и, вдруг ощутив собственную беспомощность, стал искать, у кого бы попросить помощи.

Трагедия идолопоклонника – он просит помощи не у Того, Кем он был создан, а у того, чье изображение сделал своими руками: человек поклонился делу рук своих и запросил помощи у того, что сделал сам. Если бы наш разум был чист, человек бы понял, что помощи нужно просить только у Бога, у Того, Кто сотворил все и, в первую очередь, его. Помочь может только Тот, Кто Всемогущ, Беспределен, Вездесущ и при этом Милосерден и Человеколюбив. Но человек боится Бога, находясь в духовном кризисе. Ему очень трудно обратиться к Богу: такое обращение обязательно связано с покаянием. Ветхозаветный человек не способен к раскаянию, потому он боится встречи с Богом и приходит к сознательной лжи: делает изображение, называет его богом и поклоняется ему. Но надо понимать, что древнейшие люди, при всей своей испорченности, не были совершенными глупцами. Поклоняясь какому-либо идолу или веществу, человек за ними всегда ощущал присутствие иной силы – именно силы, которая соблазнила Адама в раю. Поэтому Священное Писание, Библия говорит: «Все боги всех народов суть бесы». За каждым идолом всегда кроется злобный образ змия, который вполз в Эдем. И вот человек, бездумно поклонившись творению рук своих, подчиняет волю бесам, которые избирают этих идолов, чтобы влиять на его волю, порабощать ее, требуя поклонения себе, а не Богу. По сути, у каждого язычника есть свой собственный бог. Человек часто говорит: «я верую в душе». Но что такое «я верую в душе»? В сознании есть собственное представление о боге – он поклоняется тому богу, которого сам выдумал. Чем отличается этот придуманный бог от идола? Ничем. Человек выдумал такого бога, с каким удобнее общаться. А как проверить, правильно ли мы общаемся с Богом или неправильно? Критерий только один – Церковь. Только в Церкви человек может познать Бога Таким, Каков Он есть. Не потому, что здесь люди лучше, а потому, что так повелел Бог: Он открывает Себя Церкви и через Церковь.

Нынешняя цивилизация так же лжива и так же поклоняется идолам, как и ветхозаветная. Мы окружили себя вещами, которые сделали сами, всю нашу жизнь, все бытие соединили с ними. И именно от них ищем себе пользы, спасения, счастья. Мы настолько себя с ними связали, что не можем без них ни жить, ни мыслить, думать, работать, ни, главное, ощущать себя людьми. Мы ощущаем дискомфорт, когда не окружены изобилием вещей (может быть, к жителям России это применимо в меньшей степени, мы не настолько еще привыкли к вещам, но западное общество действительно так сроднилось с ними, что иначе существовать не может). Фактически люди вновь окружили себя идолами. У этих идолов нет божественных имен, но поклоняемся мы им так же – наша воля связана с ними. И мы на самом деле гораздо менее свободны, чем какой-нибудь первобытный человек, который ходил по лесу, потому что всецело зависимы от этих вещей.

НО ВЕРНЕМСЯ к ветхозаветным временам, когда человечество все больше и больше соединяло с идолами, ложью и бесами волю свою и разум. Все в этом мире зависит от человека, дьявол ни во что не вмешивается – человек сам предпочитает поклоняться больше делу рук своих, чем Богу. И тех, кто помнят наставления предков об изгнании Адама из рая, где он духовно общался с Богом, становится все меньше и меньше. Они остаются, и еще очень долго будут оставаться и после Авраама, но их все меньше и меньше – катастрофически мало. Если же все люди станут идолопоклонниками и язычниками, то где Спаситель, пришедший на землю, найдет Себе учеников, где найдет слушателей, где Ему поверят и поймут, что Он хочет нам сказать и в чем спасение человека? Откровение – это и есть Бог, Который внушает, что мы должны думать, помнить и знать о Нем. Так вот, ветхозаветные люди настолько затуманили свое сознание, что если бы Христос пришел к этим язычникам, они бы Его не услышали и не поняли, поскольку слышали и понимали только то, что хотели. Они бы не смогли понять, Кто пришел к ним, и потому Его приход не мог бы спасти ветхозаветного человека.

НАДО БЫЛО сохранить человеческий разум незапятнанным от лживого идолопоклонства, освободить человеческую волю от поклонения бесам и очистить сознание долгим навыком духовного предстояния Невидимому Богу. Надо было совершить некое историческое действие, могущее создать особую среду, особый народ, о котором Бог приложил бы большее попечение, чем о всех других народах, с одной целью: когда придет время спасения, Бог, придя к этому народу, будет им услышан и принят. Люди смогут принять то семя Духа, которое Он хотел оставить им, и основать Церковь. Тогда слово о Пришествии Спасителя в мир распространилось бы по всей земле и по всей истории.

Именно чтобы Христу было куда прийти, Бог начинает создавать особый народ, еврейский – потомков Авраама. И сколько бы мы ни говорили о еврейском народе, никогда нельзя забывать его общечеловеческого значения. Бог создает еврейский народ – избранный народ – для служения всему человечеству… Назначение еврейского народа общечеловеческое, а не узконациональное.

Беда некоторых представителей еврейского народа времен Христа в том и состоит, что они приняли общечеловеческую миссию, которую на них возложил Бог, в узко национальных интересах. Они не поняли, что на самом деле им надлежало свидетельствовать о Христе всему миру.

После Авраама вся история Библии – это история одного народа потомков Авраама, но никогда не надо забывать, что Библия писалась для всех, она уже тогда адресовалась всем: даже когда Бог ведет Авраама, Исаака и Иакова, говорит с Моисеем или с Давидом, строит Израильское царство, – Он думает о человечестве. Всегда, во все время библейской истории Господь думает о всем человечестве. И не случайно очень часто на страницах Книг пророческих, Книг Царств мы находим слова пророков, чьими устами Бог предсказывает, что наступит время, когда язычники обратятся к Богу Израилеву. Он предупреждал об этом еврейский народ, Он свидетельствует об этом нам и будет свидетельствовать до конца веков, что замысел и смысл образования еврейского народа в том, чтобы все люди однажды поверили в Бога, Который воплотился и стал Человеком в среде конкретного Израильского народа.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке