Читаем Ветхий Завет

Лекция 4.1 Вавилонская башня

Прежде чем разойтись по лицу Земли люди решили построить город и башню высотой до неба. При этом они говорят: «…сделаем себе имя», т.е. хотят построить башню с тем, чтобы прославить своё имя. Что это значит? Это значит, что люди перед тем, как разойтись мечтают о славе человеческой и этой славы они хотят достичь без Бога. Они хотят противопоставить себя Богу. Тогда Бог, видя, что намерения у людей не чистые, нисходит сам и разрушает их замысел, разрушает их дело тем, что смешивает их языки – они не могут понять друг друга и дело прекращается. Если смотреть глубже, то строительство вавилонской башни есть яркая попытка Рай человеческий, Рай на Земле без Бога.

В ветхой истории описано знаменательное событие, имеющее универсальный и глобальный смысл. Его значение во многом определяет последнюю судьбу мира. Это строительство Вавилонской башни

Прежде чем разойтись по лицу земли, люди решили построить город и башню высотой до Неба. При этом они говорили: «Сделаем себе имя», то есть построим башню, чтобы прославить свои имена. Может быть, они мнили, что, разойдясь по лицу земли, будут видеть эту башню из тех земель, куда они разошлись, и что созерцание башни будет их как-то объединять, но на самом деле Библия дает очень четкое, емкое и глубокое свидетельство: «Сделаем себе имя, – прославим себя» – ветхозаветное человечество перед тем как разойтись мечтало о славе рода человеческого, о могуществе, о своей великой силе. И хотело этой славы и могущества достичь без Бога – настолько помимо Него, что Богу пришлось Самому посмотреть, чем заняты люди.

Когда мы просим благословения на всякое дело, мы молимся, чтобы Бог присутствовал здесь, рядом с нами, и освящал Своим присутствием наши дела. Мы вводим Его в свой замысел и исповедуем, что без Него не можем сделать ничесоже. Люди, затеявшие строительство Вавилонской башни, открыто противопоставили себя Богу, не захотев Его присутствием освятить башню. Все их устремления были проникнуты конфликтом, борьбой, противопоставлением себя Ему. Как уже было сказано, они хотели достичь славы человеческой без Бога – даже не просто без Него, а помимо Бога. Чтобы разрушить неправильное человеческое намерение, Господь смешивает их языки. Люди перестают понимать друг друга, и дело их прекращается.

Если смотреть более глубоко, то строительство Вавилонской башни – самая яркая попытка человечества построить рай на земле без Бога: воплотить свою мечту, чтобы людям на земле было хорошо, чтобы они прославлялись в веках, но в этом Бог бы не участвовал. Построить мир всеобщего довольства, всеобщей сытости – без милости, любви и зависимости от Бога.

Парадоксальным образом все человеческие цивилизации мечтали и мечтают построить мир всеобщего благополучия, счастья. Об этом заботились и наши отечественные революционеры и большевики, устраивавшие террор ради всеобщего благоденствия и счастья.

Мы часто не даем себе отчет, что действительно движет нашими устремлениями. Но связаны ли наши мечты с религиозными ощущениями, чувствами?

Неужели, когда мы мечтаем, чтобы все люди были счастливы, здоровы, накормлены, имели доступ к благам цивилизации, Бог нам нужен только для этого? И если в наших мечтах о счастье человечества не находится места Богу, значит, мы мечтаем о всеобщем счастье без Бога.

В том и состоит тайна творения, что человек создан таким не сам по себе и счастлив может быть только в Боге. Как сказал блаженный Августин, «наши сердца созданы для Тебя, о Господь, и они не успокоятся дотоле, доколе не успокоятся в Тебе». И где бы ни искал человек счастья, оно всегда есть только обман. Мир всеобщего благоденствия и всеобщего человеческого счастья во имя самого человека, без Бога, есть по существу своему царство антихриста – того, кто придет во имя свое и кого люди примут, как свидетельствует Священное Писание.

Вавилонская башня – свидетельство славы человеческой без Бога, и тем она выражает идею антихриста. Всю историю человечества, со времен Адама, человек искал пути, возможности стать Богом без милости и помощи Божией. Он со времен Адама ищет самостоятельного, автономного бытия, ищет самости, самообожения и самопрославления.

Эти человеческие мечтания и есть самый главный «нерв» антихриста, которым он завлекает человека, делает своим рабом. Если посмотреть на все, чем жил человек от Адама до сего дня, на все великие творения и то, что мы называем человеческой цивилизацией, мы увидим, что человек живет жаждой прославить сам себя, сделать себе имя. По сути, сделать бога этой земли из себя, без истинного Бога, Который сотворил эти небо и землю.

Именно поэтому, из-за стремления человека к самообожению, самопрославлению Священное Писание взяло образ Вавилонской башни для выражения одной из важных и очень сокровенных тайн. В Книге Апокалипсиса есть такой образ: Вавилонская блудница опаивает одурманивающим напитком все народы земли, и все они мало-помалу заражаются идеей самообожествления, идеей построения на земле мира всеобщего процветания, всеобщего счастья. Но не во имя Бога, без призывания имени Его. Мы на примере большевистских времен помним, как шло строительство «нового» мира, где чем меньше и меньше призывалось имя Божие, тем больше и больше говорилось о счастье, которое оказывалось все дальше и дальше от человека. И сегодня в демократических странах, где, казалось бы, мирно существует множество разных конфессий, религиозных и философских систем, имя Бога упоминается все реже. В Европе общественное сознание склоняется к тому, что изображение Христа и даже Библия должны быть изъяты из жизни человека. Люди решают не упоминать имя Христа, не призывать Его. Это и есть антихристианская природа самообожения человека, и потому мы вольно или невольно строим мир антихриста, хотя никто из простых людей в повседневной жизни и не задумывается об этом. Мы вновь и вновь строим Вавилонскую башню. И сам человеческий мир, сама цивилизация – это и есть, по сути дела, одна большая Вавилонская башня. И неслучайно художник Питер Брейгель в свое время создал целый цикл картин, где он в разных ракурсах рисует Вавилонскую башню. Он пытался показать нам, что мир, в котором сейчас живет человек, по сути и есть Вавилонская башня: мы хотим прославить свои силы, могущество, разум, доказать силу человеческого прогресса, но при этом все дальше и дальше уходим от Бога и реального представления о подлинной духовной природе человека.

СЕМЯ ЗЛА, которое упало впервые в райскую почву, приносит тлетворные плоды на протяжении всей человеческой истории. Все больше и больше людей ищут самообожения и самопрославления. Жажда славы, яд, текущий в крови многочисленных людей, отравляет все больше поколений. Этот яд – плод, который родился в сердцах человеческих из семени зла – совета змия: «Если вы съедите этот плод, будете как боги, но без Бога, вам не нужен Бог, чтобы быть могущественными, сильными, красивыми и знаменитыми». Таким образом, вся современная цивилизация есть триумф Вавилонской башни.

Но Бог разрушает дела тьмы. Он сошел посмотреть, чем заняты люди, не приглашающие Его к освящению этого дела. Это библейский образ – конечно, Бог видит все, но когда человек не приглашает Его в свою жизнь, тогда Он Сам приходит и смотрит, чем живет человек, на чем созидаются его дела. Он исследует их, и если в них нет правды, Господь их разрушает. В конце концов разрушится и дело антихриста. Это только кажется, что антихрист победит, создаст всеобщий мир и процветание; как только его власть установится, придет конец, самое великое разрушение дела тьмы. Разрушил Бог и строительство Вавилонской башни. Он разрушает единство человека. Люди говорят еще на одном наречии и понимают друг друга, но Бог сходит и делает понимание невозможным: оказывается, не всякое единство хорошо. Если оно используется, чтобы созидать зло или созидать кажущееся добро, но без Бога, оно разрушается. Ведь нам известно, что люди могут объединяться по очень разным причинам. К примеру, чтобы сообща совершить разбойное нападение. При этом они могут быть очень дружны и демонстрировать редкое для нашего времени единство, они могут не предавать друг друга, даже помогать в каких-то очень серьезных обстоятельствах. Могут объединиться люди и чтобы совершить убийство, как это сделали, например, убийцы Павла I или Александра II. Люди могут объединиться, чтобы совершить революцию. Партия большевиков была в свое время монолитной организацией, и победила именно потому, что была самой дисциплинированной, сплоченной, крепкой, обладая одной целью, одной верой, одним стремлением, одной энергией. Члены этой партии впоследствии пролили потоки крови, но тоже в единстве.

НИКОГДА ни одно явление этого мира не может быть ценностью само по себе. Любое явление, если оно без Бога, становится ложью, дорогой к смерти. Любовь ли человеческая, единство ли, мир, наука, искусство, культура – все, что не созидается во имя Бога, приходит к разрушению без Божия благословения, без укорененности в Боге. Мы всего лишь люди в сотворенном Богом мире. Мы не можем без Него ничего сделать – как говорит Христос в Евангелии: «Без Меня не можете творить ничего» – как ветвь не может принести плод сама по себе, не будучи укорененной в лозе, в корне, так и ни один человек без Бога не может принести достойного плода, поскольку такой плод непременно станет плодом зла.

Единство, которое объединяло строителей Вавилонской башни, было ложным, неправильным, и потому Бог его разрушает, непонимание людей становится благом.

И проблема не в том, что люди перестали понимать языки друг друга. Мы перестали понимать друг друга, даже говоря на одном языке. Мы по-разному воспитаны, в разное верим, у каждого свой интеллектуальный и культурный уровень, жизненный опыт. Поэтому, и из-за многих исторических, национальных, культурных, социальных особенностей, мы не понимаем друг друга. И это оказывается залогом того, что людям трудно будет построить мир всеобщего счастья. Конфликт, который мы часто испытываем, может быть благом: он мешает нам объединяться для неправильных целей, для того, что Бог запрещает делать. И так можно сказать про любое дело. Мы считаем болезни злом, но болезнь может остановить человека от греха – как говорит апостол Петр в своем послании: «Кто страдает плотью, перестает грешить». Болезнь может обратить человека к покаянию. Возьмем, например, страшные годы сталинских лагерей. Тысячи сосланных без суда, без следствия – действительно невинных людей. Казалось, зачем все это? Но читая свидетельства из той жизни, узнаешь, что люди, не видящие ничего, кроме отчаяния, вдруг в этой тьме обретали самое главное – веру. Бывшие коммунисты, генералы, военнослужащие, уголовники становились верующими людьми, именно в лагере многие из них обрели веру… Многие духоносные отцы современности говорили о Великой Отечественной войне, что она была спасением для России – только она обратила сердце народа к Богу. Только война, в конце концов, привела к тому, что десятки епископов были отпущены из лагерей, восстановлено Патриаршество, Церковь приобрела вполне легальный статус. До войны в стране оставалось всего лишь четыре епископа, которых в ближайшие годы планировали либо уничтожить, либо посадить в лагеря, – это стало бы страшной угрозой для самого бытия Русской Церкви, но этого не случилось. Так война определенным образом спасла и весь народ от дальнейшего углубления в безбожие, помогла снова открыто начать исповедовать веру, обрести Патриарха. Внешне война – это огромное зло. Но очень многое в мире, что считается злом, в свете Промысла Божия оказывается добром.

ЭТО КАСАЕТСЯ и человеческого непонимания. Когда люди собираются построить союз, общность, дело действительно во имя Бога, они обязательно научаются искать подход друг к другу. Они понимают друг друга, причем иногда понимают так, что слышат буквально движение мысли другого человека. В этом и состоит чудо, которое так поражает окружающих в старцах – их прозорливость: когда человек Божий проникнут созиданием подлинного Царства Божия, он видит, слышит движение душ человеческих. Он не просто угадывает чужую мысль, чужое чувство, благодаря своему опыту, – он видит их, понимает человека так, как сам человек себя не понимает, вскрывая самую глубинную его суть, о которой человек даже не догадывался: он близко предстоит самому сердцу человеческому. Вот это явление прозорливости показывает возможность понимания на самом глубинном уровне. Но он возникает только тогда, когда люди делают Божие дело, во имя Бога и с призыванием имени Божия. И потому хотя войны и бедствия страшны, они мешают гораздо более злому делу – они мешают человечеству объединиться и построить мир всеобщего благоденствия, где Богу места не окажется.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке