Читаем Ветхий Завет

Лекция 37.2. Книга пророка Михея



Продолжаем рассмотрение книг малых пророков. Сегодня поговорим о книге пророка Михея. Этот пророк жил в Иудейском царстве, но пророчествовал по поводу Иудейского и Изральского царства. Еще до того момента, когда Изральское царство было разрушено Сирийскими войсками. И тем более до того, как царь Навуходоносор взял Иудейское царство, разрушил город Вавилон. Тем не менее «глухой рокот» гнева Божьего слышен уже в текстах пророка Михея.
Продолжим нашу беседу по Книге пророка Михея. Остановимся на одном из самых известных пророчеств этой Книги – именно на это свидетельство ссылались книжники и фарисеи, когда к ним пришли волхвы с востока в дни Рождества Христова. Вот это пророчество, глава 5, стих с 1-го по 5-й.

«Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

И будет Он мир».

Никаких тут двусмысленных истолкований быть не может, именно так это и поняли сами книжники и фарисеи. На вопрос «Где должен родиться Царь Иудейский?» они так и ответили: в Вифлееме иудейском: в пророчестве Михея так об этом и сказано: Христос, Мессия, Спаситель мира должен родиться в Вифлееме.

Но это пророчество – не только о Вифлееме. Как мы уже говорили, о чем бы ни пытались сказать пророки, они ведь не ясновидцы или гадатели, пытающиеся доказать, что видят будущее. Главная задача пророков – открывать волю Божию, открывать глубину событий, которые будут происходить в Вифлееме, или в указанное время – с Христом. Пророки указывают некую вертикаль, которая устремляется в Небеса, бесконечно в глубь явления, в глубь духовной природы мира. Любое пророчество не просто дает факт; если мы видим в нем только факт, мы дальше книжников и фарисеев не уходим: важно видеть в глубину.

И это пророчество говорит о многом.

В первую очередь нужно обратить внимание на следующие слова: в Вифлееме иудейском родится Тот, Кто будет пасти народ. И все понимают: Мессия. Речь идет не только о нас, христианах, но и о тех, кто читал эту Книгу до Христа. Возьмем, например, апостолов, которые слышали эти пророчества до того, как пришел Христос, находясь некоторое время с Ним. И что? Какими словами начинается это пророчество? «Теперь ополчись». Как Христос говорит: бодрствуйте. Будьте во всеоружии, будьте готовы! «Теперь ополчись, обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева». Какого судью Израилева? Судья Израилев только один – Мессия. Его будут бить по ланите тростью. Как известно, так оно и произошло. «И били его тростью по голове», как сказано евангельских текстах. Вот с этого – судью Израилева будут бить тростью по ланите. А потом – что этот же самый Мессия, Которого только что называли судьей Израилевым, через несколько слов назовут Пастырем, но речь-то идет об одном и том же: Мессия, Тот, Кого будут бить тростью по голове, Тот будет вашим спасителем, Тот будет вашим пастырем, Тот поведет вас и сделает ваш путь безопасным.

Но люди не видели этой связи. Апостолы смущались, когда Христос говорил им о Кресте. Когда апостолы присутствовали при взятии Иисуса под стражу, они и тогда не понимали. Когда Петр видит, что Христа стали бить в судилище ни за что, он смутился. Именно в состоянии смущения и непонимания того, что происходит, он и смог совершить отречение от Христа. Именно в смущении от того, что происходит с Тем, Кого они считали Спасителем и непобедимым, практически никто, кроме Иоанна Богослова, не смог прийти и стать там, у Креста, видеть, что происходит. Они не могли этого вынести.

Только тогда, когда им дарована была благодать Святого Духа, они уразумели Священное Писание и поняли, что так и должно было быть. Но эта взаимосвязь, это важно, для нас, для христиан теперь вполне очевидна. Читая в очередной раз это, мы понимаем, что всегда Дух Святой через пророков свидетельствовал, что приход в мир Спасителя, Мессии неразрывно связан с Его страстями, с Его страданиями. Это не есть нечто выдуманное, это не есть нечто привходящее, об этом пророчествовалось от начала времен, что Христос должен пострадать, должен претерпеть поношения. Очень важная мысль, что Священное Писание – это не просто учебник, не Книга даже, не собрание художественных образов, это откровение Святого Духа. И если оно нам кажется вполне очевидным, и образы, о которых мы сейчас говорим, нам кажутся вполне очевидными, то только по одной – единственной причине: мы причастны к Тому же самому Духу, Который вдохновлял, писал, можно сказать, эту Книгу. Тот, Кто вдохновлял пророков, как мы говорим в Символе Веры «глаголавшего пророки», Тот, Кто вдохновлял святых мужей, Тот, Кто вдохновлял и открывал разум апостолам в понимании их текстов Священного Писания и написания текстов Нового Завета, Тот же Самый вдохновляет и нас. Он дан нам, Он дан нам и в даре Святого Духа, Которым все мы, христиане, запечатлены.

Мы можем прочитать Священное Писание, и глубина Священного Писания нам откроется. Открывается сейчас и будет открываться до бесконечности, пока мы причастны этому Духу.

Чтобы прочитать и понять Священное Писание, не обязательно где-то специально учиться, важно хранить в себе тот дух, который каждый из нас получил в таинстве Миропомазания, и мы увидим красоту, стройность и глубину всякого текста Священного Писания. А если чего-то не понимаем, всегда можно обратиться либо к людям, либо к книгам, либо непосредственно к Богу в молитве о вразумлении, как это советует апостол Иаков в своем Послании.

По поводу Вифлеема сказано так:
«И ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудиными?».

То есть Вифлеем в то время, о котором идет пророчество, – чрезвычайно маленький город. Он и сейчас небольшой (по сравнению с Иерусалимом или каким-нибудь европейский мегаполисом), и был очень небольшим и в то время, когда там родился Иисус Христос, раз там не нашлось места, чтобы приютить беременную женщину. Этот очень небольшой городок – буквально провинция, он ничем не известен, там абсолютно ничего не происходило. И вот в этом маленьком городе должен родиться Царь Израиля.

Опять-таки мы приходим к мысли о том, что невеликое место выбирает Господь, Он рождается не в Иерусалиме – столице Иудеи, не в Риме – столице тогдашней Римской империи, Он рождается не в царском чертоге, хотя Царь. Он выбирает самый маленький город Вифлеем, в этом городе выбирает никчемную пещеру, которая не для людей обустроена, а для скота, и в этой пещере выбирает ясли для скота. Он умаляется до самой крайней степени, чтобы не просто поучить нас, а чтобы определить некий символ, логос, как говорили святые отцы, бытия человека в этом мире, смирения, самоукорения, кенозиса, чем должен руководствоваться всякий человек, живущий в этом мире. Именно всякий сокрушающий, смиряющий себя будет возвышен. Не потому, что Он нам показал пример, просто праведному человеку в этом мире иначе быть нельзя, надо всегда руководствоваться смирением. И Христос это показывает даже тем местом, где Рождается.

И дальше: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле».

Это говорит Михей за шесть веков, чуть больше, до Пришествия в мир Спасителя! Это свидетельство означает буквально следующее: тот, кто сейчас правит в Израиле, не настоящий Владыка, то есть не он тот истинный Владыка, который действительно поставлен Богом, хотя и он потомок Давида, и каждый царь в то время считал, что он имеет на престол право. Пророк Михей говорит: нет, это право условно по долготерпению, по снисхождению Божиему, а на самом деле и трон этот, и царство это должны принадлежать другому Владыке, другому потомку Давида, а именно – подлинному, истинному Владыке, Который еще только однажды родится в Вифлееме иудейском.

И уж, конечно, с каким страхом выслушал это пророчество царь Ирод, который был на этом престоле, царствовал в Иудее в тот день, когда пришли туда волхвы и спрашивали: где родился Царь иудейский? Как он-то испугался! Ведь он вообще не был потомком Давида. Естественно, затрепетала вся внутренность его, поэтому и послал он, в конце концов, в Вифлеем людей убивать всех младенцев.

Интересно, что само название города Вифлеем переводится как «город хлеба». Это тоже не случайно. Конечно, сейчас в языке любого народа произошли колоссальные сдвиги, и значения слов теряются, стираются, опошляются. Мы теряем первоначальный вкус слова, первоначальный смысл слова. А во времена древние слова очень много значили. И никогда ни один город не был назван случайно, всегда в этом был скрытый смысл. Особенно это касается городов иудейских. Бог через все творит Свой Промысел, и свидетельствами о будущем, о Христе, о Мессии наполнил и историю, и географию, и природу, чтобы все свидетельствовало о Христе – как мы читаем молитвенно в псалмах: «все ликует, все свидетельствует о Боге», и нет ничего, чтобы о нем не свидетельствовало.

В данном случае название говорит о том, что в этом городе должен испечься Хлеб, Который напитает все человечество вечной бессмертной пищей.

И дальше в этом пророчестве: «произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

По сути дела указывается, что Тот Владыка, Который родится в Вифлееме, Он не есть просто Владыка в нашем понимании, то есть тот, который просто родился, получил бытие во времени и который умрет. А это именно такой Владыка, который имел бытие от начала времени, или, как говорим в Символе веры, «рожденный прежде всех век», рожденный в вечности. И уходят дни Его в вечность, то есть Он Владыка по природе своей, потому что Он – Владыка в вечности, Он от вечности предназначен владеть не только Иудеей, как увидим дальше, но и всем человечеством вообще. Он – истинный Царь всей земли по праву Своего рождения в вечности, потому что появился раньше всех царей наименованных и ненаименованных, поэтому Он Единственный может быть Царем и Владыкой.

А если Он вечный и дни Его не кончатся, значит, действительно, если Он будет управлять человечеством, мы можем ходить с Ним безопасно, потому что Он никогда не исчезнет. Любой самый справедливый царь имеет тот недостаток, что он умрет. А каков будет его преемник? И очень редко когда после смерти достойного правителя не возникало отступление. А Владыка, Который родится в Вифлееме, будет существовать вечно. И поэтому мы можем надеяться, что, когда этот Владыка появится, наступит для нас, верующих в Него, как сказано дальше, время, когда мы будем жить безопасно.

И в тот день, когда Он родится, «возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их». Если бы было сказано о том, что возвратятся к сынам Иуды братья их, можно было бы сказать, что речь идет об Израильском царстве, то есть с Иудой воссоединятся отколовшиеся некогда 10 колен израильских, но тут сказано, что возвратятся к сынам Израиля. Сыны Израиля – это все потомки Иакова, он называется Израилем. То есть, если возвратятся братья к сынам Израиля, речь идет вообще обо всех остальных людях. В этом пророчестве Христос потом говорит: «когда Я вознесен буду, всех привлеку к Себе», и это означает, что слово о Христе распространится по всей земле.

Распространение проповеди о Христе и есть исполнение того пророчества, что Христос спасает всех, и к Богу, к Христу, первоначально родившемуся в Вифлееме иудейском, приходят, обращаются. И мы с вами, люди, не принадлежащие к израильскому народу по плоти, пришли и поклонились этому Владыке, рожденному в Вифлееме иудейском. Потому что и о нас это пророчество. И более того, мы называемся в этом пророчестве братьями, то есть Дух Святой, Дух Божий через это пророчество свидетельствует еще задолго до пришествия в мир Иисуса Христа, что те, кого вы сейчас, израильтяне, называете язычниками, те, кем вы гнушаетесь по причине их язычества, на самом деле суть ваши братья. Они неправильно верят, они неправильно живут, они ушли на страну далече, но по природе своей они ваши братья. И поэтому вы должны их встретить как братьев и обрадоваться им как братьям.

Одно из толкований, например, притчи о блудном сыне, таково: некоторые толкователи говорят, что речь идет об обращении язычников.

В этом плане для нас важно утверждение об обращении нас, людей, не принадлежащих по плоти к израильскому народу. Промысел Божий задолго до пришествия в мир Христа приготовлял обращение и греков, и римлян, и русских, и всех других народов, которые и сейчас еще продолжают переходить в лоно христианства, в том числе и в лоно Русской Православной Церкви. Для нас сейчас это, может быть, не кажется актуальным, но вот еще совсем недавно, 100 лет назад, на территории Екатеринбургской епархии, вообще, по всему Уралу, Сибири, на огромной территории Российской империи шла проповедь среди так называемых инородцев. И в Тобольской епархии, и в Екатеринбургской, и в Пермской. Иннокентий Иркутский и многие простые священники, и причисленные, и не причисленные к лику святых, вели проповедь среди этого народа, и плоды этой проповеди были, мы сейчас их видим. Но они дерзали вести проповедь, и она приносила плоды только тогда, когда они относились к этим людям как к братьям. Понимали, что они, хотя и язычники, даже к иной культуре принадлежат, но они – братья. И когда приходили миссионеры к остякам, вогулам, ненцам, эвенкам и прочим другим народам как к братьям, проповедь имела успех. А нам, каждому из нас, находящимся в условиях уж обязательной внутренней миссии, когда мы должны нести весть о Христе людям, принадлежащим нашей, русской культуре, но не верующим во Христа, должно тоже помнить, что хотя они не ходят в храм и, может быть, не верят во Христа, но они братья, за которых тоже умер Христос. И когда мы будем так воспринимать наше служение и к ним относиться именно как к братьям, тогда, возможно, и условия нашей проповеди, проповедь жизнью, проповедь словом, проповедь какими-то другими вещами, с помощью которых можно свидетельствовать о Христе, принесет плод.

Это пророчество заканчивается свидетельством о том, что «И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир».

То есть слово о Пастыре, рожденном в Вифлееме, дойдет до краев земли, не до краев земли иудейской, а вообще до краев земли, и сила Его, и власть Его пастырства распространится на всю землю. Но что такое пастырь в контексте данного свидетельства пророческого? В совершенстве раскрывает таинство пастырства Сам Христос в Евангелии от Иоанна: пастырство наступает тогда, когда действительно пастырь послан Богом. Это первое непременное условие. Люди не могут пасти, потому что они не посланы Богом, овцы не слышат их глас, потому что не Бог их посылал. И все века так и было. Люди разбредались, не имели вождя, потому что не Бог посылал этих вождей. И наконец Бог послал истинного Пастыря – Христа.

Христос говорит: «Овцы слушают Меня, потому что Я их знаю, а они Меня знают». И те, кто Христовы, идут за Пастырем, потому что они узнали наконец своего Пастыря и, радостные, идут за Ним. Но именно узнали! Не прочитали о Нем в книге, но сердцем восприняли Его голос, узнали, что Он родной.

«И будет Он мир».

Только Он – наш мир, только Он дает нам подлинный мир. И даже когда вокруг война, ненависть, вражда, ссора и разные другие грехи, побеждающие этот мир, Он все равно остается нашим миром и способен сохранить сердце наше в мире даже тогда, когда кругом кипит ненависть.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке