Читаем Ветхий Завет

Лекция 35.2. Книга пророка Иоиля.



Продолжаем рассмотрение книг малых пророков. Сегодня поговорим о книге пророка Иоиля, которая больше всего известна своим пророчеством о сошествии Духа Святого. Именно его повторяет апостол Петр перед народом, когда апостолы получили дар Святого Духа в Иерусалиме.
А теперь поговорим об известном пророчестве из этой книги о Сошествии Святого Духа, но прежде чуть-чуть прикоснемся к тайнам библейского символизма. Интересно, что пророк Иоиль начинает с того, что обличает пьяниц и пьянство: «горе вам от того, что у вас нет больше вина». И через некоторое время звучит такое пророчество: «изолью Духа Моего на всякую плоть». В Новом Завете (2-я глава Деяний святых апостолов) есть эпизод, когда апостолы, получившие благодать Святого Духа и вышедшие с первой проповедью, были восприняты окружающими людьми как пьяные.

Эта параллель не случайна. Через всю Библию проходят незримые, но очень важные духовные нити, связывающие Священное Писание в единое свидетельство. Они раскрывают суть замысла Божия о человеке. Когда погружаешься в эту глубину, то понимаешь, что каждая Книга Библии или конкретные части отдельных Книг – как древо многоплодное. Мы рассматриваем один листочек, другой, какую-то ветвь или плод на этой ветви, но в конце концов, пытаясь понять умом, чувством все многообразие листвы, мы погружаемся в корень. И вот этот корень – единый.

Поначалу человек, читая Библию, видит именно конкретный листочек, в голове ничего не укладывается. И только постепенно укореняясь в свидетельстве, погружаясь вглубь умом, сердцем, волей, человек погружается в корень, из которого питается эта Книга. Он приобщается не просто к отдельным словам, образам и символам, он приобщается к Богу, Который открыл Себя через эту Книгу, он приобщается к тайне жизни каждого листочка, каждой ветви. И начинает жить. И в какой-то, пусть самой маленькой мере, он, если укоренился в этом корне, тоже может стать для кого-то свидетельством, для кого-то через него Господь будет открыт.

Итак, Книга пророка Иоиля начинается со свидетельства о пьянстве. А почему им горе? Пьяницы, привыкнув радость получать от вина, не могут получить этой радости. А радость не могут получить потому, что нет вина – засуха, виноградная лоза засохла. Нет вина – нет радости.

Показывается, что человек в своем суетном, до Христа или вне Христа происходящем, бытии лишен настоящей радости. Он постоянно ищет какие-то суррогаты, заменяющие ему радость, постоянно хочет забыться, избавиться от тоски, от трудностей жизни. Он ищет радости и не может найти, потому что эту жизнь ничего не насыщает. Лоза, призванная насытить эту жизнь, иссохла. И вот Господь, давая утешение народу, говорит: «Только тогда, когда изольется Дух на всякую плоть, тогда люди получат радость».

Почему люди получат радость? В контексте новозаветного Откровения мы знаем: лоза живая, и теперь снова они могут пить вино. Но не то вино, которое туманит мозги и пробуждает страсти. Это та лоза, о которой Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви, вы – порождение этой лозы, и как лоза Я дам вам новое вино. И это вино может изливаться на вас, и пить это вино вы будете именно в Духе Святом. Потому Я изолью Духа на всякую плоть, и радость на всякую плоть, потому что отныне возродилась лоза и появился источник радости в этой жизни».

Именно в этом глубинный смысл образа, который дает Христос Своим ученикам в Евангелии, в данном случае – в Евангелии от Иоанна. На самом деле, вино не является необходимым элементом жизни – это именно образ радости. Человек получает возможность радоваться. В своем творчестве, в своей жизни он получает возможность приносить плод радости, плод счастья для других.

«Без Меня не можете творить ничего», – говорит Христос в 15-й главе Евангелия от Иоанна. Он подчеркивает: человек может творить и приносить радость только через Меня и только во Мне. Понятно, что особым, если не единственным, проявлением радости является любовь. Слово это настолько девальвировано сейчас, что каждый понимает то, что хочет понимать. На самом деле, радость и любовь – вещи, неразрывно связанные: любовь как радость и радость как любовь. Потому что есть любовь и причастность любви Божией. Вот то вино, которое дает Христос миру.

Новая лоза выросла на Сионе, и эта лоза дает людям радость, потому что через эту лозу во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь.

Если бы мы говорили с вами на языке догматического богословия, то говорили бы о том, что есть замысел Бога о человеке и что в домостроительстве спасения человеческого участвуют все три ипостаси святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. И что Их дело единое и неразрывное. Дело, которое совершает Бог для спасения человека, не просто избавление от казни в юридическом смысле, а именно в органическом, в природном, даже, в данном случае, в биологоческом смысле.

Человек, как росток среди пустыни, сейчас чахнет и засыхает, потому что в нем нет жизни. И вот среди пустыни разрастается лоза, и через Причастие этой лозе мы все получаем Духа, через веру во Христа мы получаем благодать Святого Духа, в котором живем, в котором радуемся, который действительно является источником новой жизни.

Вот так можно рассмотреть эти глубинные явления, то, что мы называем Священным Писанием Ветхого и Нового Завета. Они действительно в своих глубинах, в своем первоисточнике неразрывно связаны.

Может быть, на первых порах, когда мы только пытаемся понять и соотнести различные части Библии, то или иное толкование, те или иные параллели и пророчества нам кажутся странными, мы не можем понять всех аллюзий, всех символов. А просто читаем притчи Христовы, воспринимаем их вне глубинного контекста, не осознавая, что на самом деле об этом же и этими же символами говорили пророки, давая понять, что Тот, Кто придет, – новый Пророк, Христос, Мессия. И Он не только скажет те же слова,

Он придаст этим словам окончательный смысл и силу.

Теперь обратимся к самому этому пророчеству, глава 2-я Книги пророка Иоиля.

«И будет после того, (имеется в виду после страшного нашествия великого народа) излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.

И покажу знамения на Небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма.

Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь».

В этом пророчестве подчеркивается, что оно относится к событиям, имеющим ясную историческую основу.

Это то самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда они получили дар Святого Духа. Об этом Духом Святом апостол Петр свидетельствует: «Вот ныне то, о чем говорил пророк Иоиль, произошло». Но мы знаем из той же самой исторической ситуации, что полнота данного пророчества Иоиля не может быть отнесена только к свидетельству апостола Петра, потому что, строго говоря, не на всех людей излилась благодать Святого Духа.

Мы все получаем эту благодать в таинстве Миропомазания, когда совершается над нами Крещение. Мы сочетаемся с Богом, погружаемся в купель, и как на принадлежащих Богу, как на рожденных Богу, на нас сходит благодать Святого Духа через таинство Миропомазания, или, как в древности, через возложение апостольских рук. Кажется, здесь противоречие, ведь Дух Святой через пророка Иоиля ясно свидетельствует: «Изолью Духа Моего на всякую плоть». В полноте это все явится в последние дни мира, но и сейчас уже происходит, потому что, как мы уже говорили, время от первого явления Христа в мир до Второго Его Пришествия – в очах Бога это один день.

Точно так же в глубинном замысле Бога о человеке перед Ликом Бога есть единый человек – Адам. Все мы воспринимаем себя как многообразное явление. На самом деле, Господь видит нас как единое существо, разрозненное, ссорящееся, в этих ссорах разрушающее себя все больше. Но, тем не менее, Он видит нас как единое существо и пытается восстановить распадающееся единство человечества именно в Церкви, в теле Христовом. Он всех нас не просто объединяет, а соединяет воедино, так что мы становимся во Христе единым целым, и вся полнота даров Божиих дается нам в Церкви во всей полноте.

Благодать Духа Святого, благодаря которой и происходит буквально воссоединение человечества, то есть достижение единства его, изливается сейчас действительно на всех. Но только от воли человеческой зависит – принять ли эту благодать или отвергнуть. Дары Божии, грубо говоря, льются потоками с Неба. Но, чтобы этот поток действительно что-то сотворил с тобой, надо сделать определенный переворот в своей жизни – обратиться лицом к Богу, подставить под эти животворящие потоки Святого Духа свое сердце, свой ум, свой дух, свое лицо и воспринять поток жизни, который струится от Бога в таинствах церковных.

Можно сказать, что в Церкви сейчас совершаются таинства. Это не просто какие-то обряды подобно тому, как подписывают бумаги в государственных учреждениях. Церковь есть место, где можно припасть к Источнику жизни и благодати, которую излил Бог на человека. Зайдет ли человек туда, припадет ли к Источнику, зависит от самого человека, но поток струится, Источник жизни там есть.

И каждый раз в любом таинстве это происходит, но особенно часто каждый входящий в храм слышит слова, когда священник выносит Чашу: «Со страхом Божиим и верою приступим». И перед тем, как человек получает возможность прикоснуться к Чаше Жизни, вкусить то самое вино вечной радости, вино любви, которым насыщается и которым заглушается всякая скорбь мира, не потому что это вино, а потому что это благодать новой, радостной жизни, звучат слова «Святая святым» – все люди, собирающиеся приступить к Чаше, исповедуются и признаются святыми. Почему? На Литургии, когда священник читает молитвы особенные на то, чтобы Дух Святой сошел сюда, был здесь, и насладил, насытил всех Своей жизнью и этот хлеб и это вино преложил в Тело и Кровь Господа, которые стали бы для нас Источником жизни вечной, он призывает Святой Дух не только на преложенные Дары, но и на всех людей, находящихся в храме. Он так и говорит: «Ниспошли, Господи, Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие Дары». То есть все мы освящаемся и все получаем возможность жить этим Духом, но для этого надо захотеть – прийти и прикоснуться к таинствам.

Вот насколько не то что даже важно, а радостно жить таинствами Церкви. Не потому что это источник спасения, источник исцеления, все это так и есть. Но нам, людям, которые так много ищут в жизни радости, важно понять, что участие в таинствах Церкви – это именно приобщение к радости, которой не будет конца, к радости, которой мы все жаждем, но получить не можем, потому что вне этого благодатного источника церковных таинств иной радости человек получить уже не может. Есть только одна Лоза, и только ее сок, в Духе Святом изливающийся в Церкви, дает человеку подлинную радость и способность жить в любви.

Заканчивается это пророчество свидетельством, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Это тоже важное и очень утешительное свидетельство. Поначалу, особенно если мы немножко в глубине своей заражены закваской фарисейской, нам кажется странно подумать: «Как это? Мы ходим в церковь, трудимся, молимся, столько, может быть, претерпели, а кто-то, просто призвав имя Господне в последний день своей жизни или в последний день мира, вдруг спасается. Почему? Ведь он же ничего не сделал!». Он сделал. Он сделал то же самое, что делает каждый из нас, когда приходит в Церковь. Он раскрыл себя для потока благодати. Вот это важно увязывать, ведь пророчество Иоиля начинается со слов «изолью Духа», а заканчивается словами «всякий, кто призовет». Достаточно призвать Бога, – а этот поток уже излит, струится уже этот поток. Надо просто повернуться к нему, восприять этот поток жизни, и человек спасается.

Речь идет не о формальном исповедании Бога, а именно о раскрытии перед Ним, о вере в Него, ведь только благодаря вере раскрывается человек перед Богом. А вера сама по себе есть уже дар Божий и свидетельство того, что человек прикоснулся к изливающемуся с Небес потоку благодати; как сказано у апостола Павла, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Если мы действительно призываем Иисуса как Господа, имя Господне призываем на спасение и именуем его своим Господом, то это значит, что в нашем сердце в данный момент раскрылся источник жизни и благодати.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке